Жизнь современного человека сейчас уже сложно представить без Интернета. Практически у каждого есть свои странички в социальных сетях, где люди рассказывают о себе, делятся рецептами, пишут посты о своей профессиональной, общественной и личной жизни. И, как показывают многочисленные опросы, многие уже пострадали от нападок интернетхамов. Можно ли защитить свои виртуальные интересы в реальном суде?
Неадекватность стала нормой
Как говорит социальный психолог Михаил Вершинин, сейчас хамство и нападки стали неотъемлемой частью виртуального общения. В процесс вовлечены все: бизнесмены, офисные сотрудники, школьники, студенты, их родители, политики и чиновники... Повод для агрессии в интернете может быть совершенно любой. Системно друг друга ненавидят люди полярных точек зрения и идеологий: патриоты и либералы, зоозащитники и дог хантеры, веганы и мясоеды, автомобилисты и велосипедисты...Список бесконечен, а в все вместе они ненавидят чиновников или своих соседей. Нелицеприятные комментарии все чаще появляются под постами губернаторов, депутатов, чиновников и даже силовиков, то есть тех людей, которые в реальной жизни такое про себя не слышали уже много лет.
«Проблема разрушительного поведения в интернете заключается в том, что он не подразумевает эмпатию - мы не видим эмоции собеседника. Мы не видим, что человек испытывает по ту сторону экрана, когда мы что-то пишем, не видим, как у оппонента сжимаются кулаки или текут слезы и, соответственно, не можем остановиться, продолжая писать все больше гадостей. К тому же многие люди получают удовольствие от написания злобного или ироничного комментария», - поясняет Михаил Вершинин.
По словам эксперта, сейчас ситуацию усугубляет и то, что во всем мире происходит социальная поляризация общества, а отсутствие площадок для дискуссий, в том числе и политических, приводит к тому, что люди замыкаются в своей среде и даже не пытаются услышать другую точку зрения.
Зависть и обида?
Психолог Иван Сидоров поясняет, что хейтерство и троллинг, также как и такое сетевое явление, как хайп, является попытками разными способами привлечь внимание к своей персоне.
«Раньше были оседлые племена и кочевники. Оседлые племена - это хейтеры, а кочевники - тролли. Смысл в том, что и те, и другие претендуют на чужую территорию. Но тролли рыскают по сети для того, чтобы кого-то задеть, спровоцировать и вызвать на бой. А хейтеры защищают ту территорию, которая с их точки зрения принадлежит им», - рассказывает психолог.
Андрей Трой долгое время ведет свой автомобильный блог. Согласитесь, тема не самая острая, но и ему не удалось избежать атаки хейтеров. Причем беда пришла, откуда не ждали. «Кошмарить» блогера начал его сетевой друг, который также интересовался автомобильной тематикой и был его подписчиком.
«Поводом для атаки на меня стало то, что я встал на защиту автора блога, который снимал ролики про автомобильные путешествия. Мой подписчик всегда жестко критиковал этого автора. Под одним из таких комментариев я написал, что если видео не нравится, то его можно не смотреть - в интернете масса контента. Всегда можно найти что-то на свой вкус. После этого объектом нападок стал уже я. Сначала пытался ему что-то объяснить, но потом понял, что это бесполезно, так как человек просто меня не слышит», - рассказывает Андрей.
Негативные комментарии и оскорбления неприятны, но безобидны. В арсенале хейтеров есть и более тяжелое вооружение. О котором нам, на условиях анонимности, рассказал программист Олег К., который долгое время защищал от нападок в сети крупную коммерческую компанию.
«Методы бывают самые разные. Например, при помощи специальной программы можно постоянно совершать звонки на телефон человека. Можно сфабриковать видео или фотографии и распространить их в сети. Семейных людей достают через их супругов. Звонят жене или мужу и сообщают о наличии у второй половины романтического приключения. Могут даже фото в качестве доказательства прислать. Самый жесткий вариант на моей памяти - хейтеры в течение недели заказывали через курьерскую доставку объекту своей ненависти похоронные венки, на лентах которых были написаны имена близких людей», - рассказывает Олег.
Эксперт говорит, что лучший способ противодействия хейтерам - тщательное соблюдение цифровой гигиены.
«Не выкладывайте в сеть фото себя и своей семьи, не оставляйте свой номер телефона на странице в соцсетях, не указывайте ваше семейное положение и не связывайте анкеты с членами своей семьи. Чем меньше связей виртуального мира и реального, тем меньше шансов у хейтера наступить вам на больную мозоль», - говорит программист.
Ответить по закону
Так можно ли бороться с хейтерами и какими способами? Как поясняет юрист, кандидат юридических наук, автор книги «Темная сторона искусственного интеллекта» Станислав Петровский, социальные сети показывают пользователю информацию, исходя из его интересов. Человек, много времени и внимания уделяющий социальным сетям, попадает в «пузырь фильтров». Ему показывают посты, которые похожи на те, которые он лайкает. Другие точки зрения он просто не видит. Поэтому реакция на иную картину мира бывает острой и агрессивной. Но это не повод переходить на оскорбления.
«Закон позволяет привлечь человека к юридической ответственности за хамство в сети. В случаях клеветы или угроз физической расправы нужно сделать копию страницы и обратиться в полицию. При оскорблениях эффективнее пожаловаться в саму соцсеть, администраторы заблокируют страницу хейтера», - поясняет Станислав Петровский.
Есть и психологический способ борьбы. Человек, убежденный в своей правоте, будет агрессивно отстаивать свою точку зрения, несмотря на все контраргументы. Очень быстро спор переходит на личности и дело доходит до угроз.
«На самом деле хейтера можно победить только его оружием: нужно бесконечным спором довести человека до потери моральных сил. Логика и убеждение в таких случаях не действуют. Других, рациональных, способов нет. Как показывает практика, в среднем, на то, чтобы изменить точку зрения человека в социальной сети, уходит два года. Только надо ли это?» - говорит Иван Сидоров.
«Проблема кибербуллинга действительно стоит остро. С развитием цифровых технологий наше общение, а зачастую и вся повседневная жизнь, все больше уходит в «сеть», в которой взаимодействие происходит на условиях анонимности. Граждане скрываются под «никами», выдуманными именами и фальшивыми фотографиями. С правовой точки зрения, действия хейтеров могут квалифицироваться как оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ) и клевета (ст. 128.1 УК РФ). Но случается, что издевательства доводят и до более серьезных последствий: не выдержав давления, люди могут совершить непоправимую ошибку. В этом случае хейтерам грозит ответственность по ст. 110 УК РФ. Ситуация с кибербуллингом не осталась без внимания законодателей, в статьи об оскорблении и клевете некоторое время назад был введен дополнительный квалифицирующий признак - совершение соответствующих деяний публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть интернет. Однако мало установить ответственность за соответствующие деяния, необходимо иметь возможность применения соответствующих норм на практике. Установить личность злоумышленника бывает порой невозможно. Помочь в решении данного вопроса может идентификация пользователей в соцсетях, на форумах по документу, удостоверяющему личность, через портал госуслуг и т.д.», - поясняет ведущий специалист Европейской Юридической Службы Олег Черкасов.
«Кибербуллинг - это очень тяжёлый вид насилия над человеком, как правило, поступающий от анонимных персонажей в сети интернет. На личном примере скажу, что причинами для травли может быть любое несовпадение ваших взглядов со взглядами хэйтеров либо вообще очевидного повода может не быть. Как наказать хэйтера? Если его можно идентифицировать, то стоит обратиться в правоохранительные органы. Если идентифицировать невозможно, то хама нужно заблокировать, написать на него жалобы владельцам социальных сетей и модераторам. И в том, и другом случае я бы рекомендовал научиться принятию ситуаций, нужно абстрагироваться от негативных эмоций, вызываемых травлей, научиться конструктивно реагировать на подобный вид эмоционального насилия»? - отмечает психолог Петр Галигабаров.