За 9 месяцев 2020 года падение индекса промышленного производства в Самарской области составило 5,1%. Наш регион оказался на 65-м месте из 85. Снижение показателей в основном связано с пандемией коронавируса и самоизоляцией. В кризис на рынок начали выходить индивидуальные производители и мелкие мастерские. Смогут ли они совершить экономическое чудо?
Индустриализация наоборот
Рабочий день Игоря Ермолаева начинается с грязной работы, от которой в его мастерской пыль стоит столбом. Чёрное угольное крошево разлетается грязным облаком и оседает на всех поверхностях. Но обойтись без этого нельзя - Игорь - кузнец, утром он загружает в горн уголь. Работает он так, как это делали кузнецы 200 лет назад. В его арсенале нет механических молотов и только минимум электроинструмента. Вот мастер достает из ящика ржавый подшипник, кладёт его в горн на раскаленные угли. Через несколько минут железо становится красным, он рассекает зубилом обойму подшипника и разгибает кольцо в полосу. Еще около часа работы и перед нами предстает клинок кухонного ножа. За рабочий день мастеру удается сделать всего два-три изделия, но он своим результатом доволен.
«Рентабельность моего производства - 100%. В качестве сырья я беру то, что люди сдают в металлолом. Единственные затраты - покупка угля. Конечно, я не могу конкурировать с серьёзными поточными производствами, где на конвейере работают роботы, а в качестве инструмента используются лазеры. Но опыт показывает, что люди готовы платить за изделия ручной работы», - говорит кузнец.
Вот только найти сбыт на отечественном рынке у Игоря не получилось, основная часть заказчиков у него из-за рубежа. Сам мастер про это говорит: в России пока нет платежеспособного спроса на его работу. На международный рынок самарскому кузнецу удалось выйти благодаря социальным сетям.
«Я вел свой видеоблог. Через какое-то время понял, что основная часть зрителей - иностранцы. Стал переводить свои видео на английский язык, и так у меня появились заказчики. Очень часто просят не просто выковать нож или дверную ручку, а снять весь производственный процесс. Получается такая вещь с историей. А я зарабатываю дважды - первый раз с продажи изделия и второй раз за счет размещения рекламы в блоге», - рассказывает Ермолаев.
Таких умельцев-одиночек с каждым годом становится все больше, и все чаще они берутся за сложные технологические процессы. По мнению экспертов, тенденция роста на рынке товаров ручной работы в России и странах СНГ с каждым годом все заметнее.
«На мой взгляд, развитие этого сегмента спровоцировало засилье масс-маркета и конвейерных изделий. Люди хотят обладать чем-то неповторимым. А спрос рождает предложение», - полагает организатор Клуба самарских рукодельниц Ирина Аракчеева. По её словам, кому-то рукоделие служит отдыхом и способом отвлечься, а другим может приносить доход. Согласно данным сайта «Ярмарки мастеров» (платформа для покупки и продажи handmade-вещей - Ред.), доля населения Самарской области, вовлеченного в handmade-сегмент, составляет 0,07% от общего числа зарегистрированных на портале. Наиболее популярные направления: приготовление тортов и сладостей на заказ, изготовление косметики и мыла ручной работы, пошив экосумок, изготовление украшений и предметов одежды.
«В некоторых отраслях крупному бизнесу уже приходится считаться с так называемыми рукодельниками. Например, в секторе пивоварения микро- и мини-пивоварни вытеснили с рынка дорогого пива крупных игроков. Думаю, ситуация буде развиваться аналогично и в других секторах. Самые платежеспособные клиенты уйдут к мелким производителям, которые делают вещи для души», - говорит экономист Андрей Загорнов.
Кризис как точка роста
Как показывает мировой опыт, мелкие производители и частные мастерские массово выходят на рынок именно в период кризисов. Когда идет волна сокращений и люди с хорошими профессиональными навыками остаются без работы. Сейчас ситуация как раз такая, и эксперты считают, что нам стоит ждать роста в этом секторе экономики.
По словам кандидата экономических наук Сергея Пичкурова, у хенд-мейда есть перспективы для развития, но мастерам нужно создать благоприятные условия в части организации бизнеса и регистрации деятельности: «Ситуация в коронавирусом изменила рынок производства, многие предприятия не выдерживают. При этом в России всегда были люди, которые умеют и любят делать что-то своими руками».
Тем более в мировой экономике есть прекрасный пример, который показывает, что личное трудолюбие каждого гражданина способно изменить всю экономику страны. Так было в Китае, где в мелкое производство вовлечено огромное количество небольших домохозяйств в самых отдаленных уголках сраны. Найти покупателя по всему миру им позволяют торговые интеррнет-площадки. Населенные пункты, экономика которых построена на производстве товаров для интернет-магазинов, получили название «деревни Таобао». Что же продают кустари Поднебесной? То, что умеют делать: театральные костюмы, сувениры, бижутерию, простейшую электронику. С каждым годом количество жителей глубинки, занятых в интернет-торговле, увеличивается, а сельские районы могут развиваться и постепенно снижать уровень нищеты. Из деревни в крупные города в Китае теперь не уезжают - работа есть и на месте. Получится ли нашей области реализовать этот сценарий? Пока неизвестно. Но уже сейчас очевидно, что всем работы на крупных предприятиях не хватит, людям надо будет как-то приспосабливаться к новым экономическим условиям.
Как найти свою нишу
Наиболее эффективным способом продвижения товаров и услуг являются социальные сети. И необязательно, чтобы страничка в социальной сети была сугубо рабочей. Наоборот, мастер может рассказать о себе, показать процесс создания торта, опубликовать информацию о ценах и акциях, принять заказ через личные сообщения и комментарии, поделиться отзывами довольных клиентов. Так формируется личный бренд. По мнению интернет-маркетолога Юлии Дьяконовой, современным покупателям интересен не только приобретаемый товар, но и то, кто стоит за ним - история, оригинальная идея, открытость: «Во-первых, это не «конвейерная» еда или одежда и конечному потребителю всегда понятно, кто стоит за производством конкретного товара. Сила личного бренда в бизнесе сейчас выходит на первый план, поэтому предприниматели, которые рассказывают о себе, об истории создания своего дела, о победах и поражениях, о процессе производства, вызывают доверие. Во-вторых, самодельные вещи - это определенный показатель качества и репутации производителя. Это лучшие составы, отсутствие химии и вредных веществ, так как это не массовое производство и нет смысла изготавливать впрок на длительное хранение. Можно смело заявлять о том, что в России уже есть площадка, схожая с китайскими интернет-магазинами».
Что касается стоимости изделий ручной работы, то начинающие мастера вряд ли могут установить ценник, в полной мере покрывающий затраченные усилия и стоимость материалов. Но и само понятие «дорого» - субъективно. Оно зависит, в том числе, от уровня дохода покупателя. Поэтому главное - это найти свою аудиторию и развиваться. «Кстати, то, что вещь ручной работы дороже аналогичной из магазина - тоже не всегда правда. Зачастую она даже дешевле, потому что не проходит многоступенчатую стадию торговых накруток», - считает Ирина Аракчеева.
Комментарий
Борис Сысоев, основатель карьерного онлайн-сервиса, специалист по отбору и развитию персонала:
Поскольку практически каждый человек умеет делать руками хоть что-то, хенд-мейд - первое, что приходит в голову человеку, когда он попадает под сокращение. Особенно это заметно в регионах - большинство продавцов живут там, где работу найти практически невозможно. В итоге площадки забиты однотипными товарами, причем продавцы, пытаясь продать хоть что-то, занимаются демпингом, нередко «уходя» ниже себестоимости. Это все крайне негативно сказывается на ценности всего сегмента - чем ниже стоимость товара, тем меньше людей готовы за него платить и тем больше они предъявляют к такому товару требований. «Вырываются» те продавцы, которые находят пути распространения: развивают соцсети, создают сайт, публикуются в блогах - то есть вкладывается в маркетинг. За счет большого количества предложений создается видимость активного развития рынка. Но в итоге основную выгоду получают площадки, на которых продавцы размещают свои «магазины». Анализируя покупательскую способность россиян, а также то, что готов предложить рынок хенд-мейда в том состоянии, в котором он находится сегодня, я прихожу к выводу, что вряд ли товары ручной работы потеснят масс-маркет. Во-первых, у нас никак не регулируется качество этих товаров, большинство продавцов работает «вчёрную», не платя налоги и не неся никакой ответственности перед покупателем. Во-вторых, если объединить всех мастеров под одной площадкой, вроде китайских интернет-магазинов, которая будет отвечать за качество и распространение, то цены на товары вырастут настолько, что никто не будет их покупать. В Китае немного другая ситуация: низкие потребности самих производителей и низкая себестоимость материалов. В наших условиях никто не будет тратить неделю на создание авторской картины или куклы, чтобы получить за неё 1000 рублей. А вот что касается премиум-сегмента, сомнений в его развитии нет никаких. Однако, опять же, это нельзя назвать чистым хенд-мейдом. Львиную долю успеха приносят профессиональные маркетологи, пиарщики и продавцы, которые формируют производителю личный бренд.