Сотни родителей школьников области категорически выступили против внедрения в образовательные учреждения модели «Цифровая образовательная среда». Они отправили губернатору Дмитрию Азарову, а также в министерства образования и науки, здравоохранения, социальной защиты и другие ведомства, а также в несколько школ по почте 22 письма с подписями, собранными против цифровизации.
Вместо учебника – гаджет?
В сентябре 2020 года в 14 регионах России начали тестирование внедрения «Цифровой образовательной среды» - единого образовательного пространства для учителей, педагогов и родителей. Самарская область в нем не участвует. Но в рамках нацпроекта «Образование», частью которого является и «Цифровая образовательная среда», в 2020 году в 101 школу региона поступило компьютерное оборудование для классов. Как подчеркивают в областном Министерстве образования, внедрение цифровой образовательной среды не говорит о том, что очное обучение заменят дистанционным. Просто у педагогов и школьников возникнет больше возможностей для получения знаний.
«Я считаю, что применение цифровых технологий, если мы идём в ногу со временем, просто необходимо, даже, например, ради замещения бумажного документооборота. Новые технологии нужны педагогам, чтобы они могли развиваться и нести актуальные знания ученикам. Я считаю, что к дистанционному обучению мы не готовы. Дети должны ходить в школу, общаться между собой и учителями, разговаривать друг с другом и читать книги. Но мы живем в 21-м веке, технологии развиваются, отставать от всего мира мы не имеем права. Внедрять их нужно постепенно, аккуратно, не разрушая действующую сегодня образовательную систему», - считает депутат Самарской Губернской думы Алексей Степанов.
Все должно быть в меру
Самая активная и многочисленная группа родителей, выступающих против внедрения «цифровых технологий» в школах, проживает в Тольятти. В 2020 году после осенних каникул учащихся с шестого по 11-й классы перевели на дистанционное обучение. Родители столкнулись с тем, что подростки стали отставать в учебе, им не хватало живого общения с педагогами и сверстниками. Родители считают, что повсеместное внедрение «цифры» в первую очередь негативно скажется на психическом и физическом здоровье учащихся. По их мнению, для этого используются неапробированные технологии.
К тому же подростки и так почти круглые сутки сидят в гаджетах, давно не интересуются книгами и практически разучились писать в тетрадях шариковой ручкой. Кроме того, много вопросов возникает и по обязательной регистрации с введением персональных данных на образовательных платформах, большинство из которых принадлежат частному бизнесу. Но больше всего родителей расстраивает то, что их мнения о том, хотят ли они, чтобы их дети учились в «цифровой матрице», никто не спросил.
«Учить детей таким образом невозможно, многие педагоги после каникул вытягивали своих учеников буквально за уши. Кроме того, из-за засилья цифровых технологий школьники разучились анализировать информацию, писать сочинения», - поясняет член инициативной группы родителей Елена Астахова.
«Родительские опасения, на мой взгляд, совершенно необоснованны, потому что цифровая образовательная среда развивает ребёнка разносторонне, так как он получает доступ к более широкому спектру информации, а не только со слов учителя или из учебника. У нас такие классы существуют почти 10 лет, и дети занимаются в них с удовольствием, так как их не испугаешь цифровыми технологиями, они в них как рыба в воде. Конечно, во всем должна быть мера, о замене на полностью цифровое образование речи не идет, но огромную помощь образованию такие технологии принесут точно», - уверен учитель информатики средней общеобразовательной ш колы села Подстепки Ставропольского района Иван Тюрников.