Примерное время чтения: 4 минуты
257

Сговорились на миллиарды. Самарских дорожников уличили в картельном сговоре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Самара №41 10/10/2018
Ольга Коробова / АиФ

С 2015 по 2017 годы благодаря выработанной схеме они получали государственные подряды на ремонт дорог, в том числе и в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу-2018. Теперь данные компании ждут многомиллионные штрафы, и не исключено, что они станут  фигурантами уголовных дел об ограничении конкуренции. «АиФ в Самаре» выяснил детали громкой истории.

Использовали общий компьютер

ФАС России огласила результаты проверки, которую инициировали региональное УФСБ и ОНФ. Предметом интереса экспертов стали 13 электронных аукционов, в которых в течение двух лет участвовали «Самаратрансстрой», «Ульяновсктрансстрой» и «С.И.Т.И.». Как оказалось, три компании заключили между собой два антиконкурентных соглашения. В первом случае между собой в картельный сговор в 2015 году вступили «Самаратрансстрой» и «Ульяновсктрансстрой», в результате чего на торгах поддерживались высокие цены на выполнение работ по ремонту дорог. Так, эти две компании участвовали в 9 электронных аукционах на общую сумму более 2,5 млрд рублей и во всех случаях лакомые куски всегда доставались «Самаратрансстрою».

«В процессе торгов обе компании отказывались от конкурентной борьбы, что приводило к минимальному снижению начальной максимальной цены контракта. Один из госконтрактов с компанией «Самаратрансстрой» подписан с помощью компьютера, который использовался при подаче заявки в этом же аукционе от «Ульяновсктрансстроя». Использование конкурентами единой инфраструктуры говорит о том, что между компаниями есть договоренность», - считают эксперты ФАС России.

Аналогичное антиконкурентное соглашение заключили между собой «Самаратрансстрой» и «С.И.Т.И.». Они участвовали в четырех электронных аукционах на общую сумму 1 млрд 769 млн рублей. При этом отдельные госконтракты они осваивали совместно, заключив договоры субподряда.

Давно на слуху

Кстати, «Самаратрансстрой» не первый раз попадает в эпицентр скандала. В августе этого года сотрудники УФСБ России по Самарской области возбудили в отношении ее директора уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере при реконструкции Московского шоссе. Тогда по подложным документам о вывозе непригодного грунта региональный минтранс выплатил компании 24 млн рублей, которые директор потратил на собственные нужды.

Теперь же активисты проекта «За честные закупки» регионального штаба ОНФ, а именно они и вскрыли этот картельный сговор, прогнозируют дорожникам более серьёзные проблемы: штраф от 400 млн до 2 млрд руб. и уголовные дела.

«Начиная с 2008 года фирмы работали в системе госзакупок, не обращая внимания на последствия, в том числе и на уголовные. Следы их деятельности - электронные отпечатки преступлений - до сих пор хранятся на электронных площадках. И сейчас просто не хватает рук, чтобы промониторить деятельность всех подрядчиков региона на предмет картельных сговоров вокруг заказчиков. Но это дело времени», - считает координатор проекта «За честные закупки» в Самарской области  Вадим Нуждин.

Комментарий

Дмитрий АБРАМОВ, заведующий кафедрой мировой экономики СГЭУ:

Картельный сговор - это форма монополизации рынка, и те, кто в него вступает, - диктуют цены выше рыночных, и обществу всегда приходится платить за это больше. Проблема усугубляется еще и тем, что картель имеет некую аффилированность к власти и поэтому опасен для экономики.  Для борьбы с картелями должны приниматься экономические меры. Если многомиллионные штрафы к нарушителям будут применяться регулярно, системно и неотвратимо, то результат будет. И, конечно же, должно быть и желание власти решать эту проблему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах