Жители жалуются на стихийные свалки, которые в последние годы появляются в городах и селах региона. Яркий пример - свалка на проспекте Карла Маркса в областной столице. «АиФ в Самаре» вместе с экспертами разбирался, почему вновь образуются несанкционированные места скопления отходов и что необходимо сделать, чтобы их ликвидировать.
Шины, арматура, бетон
Свалка на проспекте Карла Маркса - головная боль местных жителей, чиновников и экологов. Она появилась в 2019 году в частном секторе после того, как здесь снесли несанкционированные гаражи для строительства магистрали. Рядом с этим несанкционированным полигоном расположена контейнерная площадка, и мусор региональный оператор по обращению с ТКО «ЭкоСтройРесурс» регулярно вывозит. Но вот беда - объемов бункеров не хватает, и виноваты в этом не местные жители. Частые гости здесь «ГАЗели» и «КАМАЗы», которые привозят различный мусор, в основном это строительные отходы: куски бетона, кирпичи, старая мебель. И как только бункер переполняется, мусор начинают ссыпать рядом с ними и свалка растет. По данным администрации Промышленного района, на свалке установлены фотоловушки, позволяющие зафиксировать номера автомобиля и факт сброса мусора, и сейчас возбудили шесть административных дел по этим фактам.
Чиновники говорят, что борьба с этой свалкой пока напоминает сражение Дон Кихота с ветряными мельницами. Деньги на ликвидацию выделяют, мусор, хоть частично, но вывозится, но жители Самары упорно не дают возможности убрать ее до конца, постоянно пополняя кучи хлама. Как сообщили в администрации Самары, в прошлом году с нее вывезли более 3326 тонн мусора. В этом году с земельного участка в районе пр. Карла Маркса от Ново-Вокзальной до XXII партсъезда - 1770 тонн отходов.
До полигонов не довозят
С начала 2019 года, когда в регионе начала действовать реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор «ЭкоСтройРесурс» совместно с властями ликвидировал более тысячи несанкционированных свалок. На 1 января этого года в реестре зарегистрирована 391 несанкционированная свалка. Однако, как заявляют в региональном Управлении Роспотребнадзора, количество свалок в последнее время стало увеличиваться. И свою основную лепту вносят различные строительные компании, которые, стремясь экономить свои расходы на вывоз и утилизацию строительных отходов, готовы их выбросить в ближайшем овраге. Дело в том, что теперь все, что связано со строительством, контролирует государственный строительный надзор, и другие ведомства проверять выполнение ими санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства не имеют права. Не урегулирован вопрос и сбора строительных отходов для жителей. Если площадки для сбора твердых коммунальных отходов есть, то для этого вида мусора - нет. Поэтому люди с чистой совестью выбрасывают отходы ремонта на контейнерную площадку.
«По квитанции жители оплачивают только вывоз твердых коммунальных отходов. Если собственник квадратных метров меняет окна, двери, ломает стены, то его отходы могут превышать установленную норму даже всего дома. Поэтому если ведется текущий или капитальный ремонт, то нужно заключить договор со специализированной компанией на вывоз строительных отходов на специальный полигон», - поясняет начальник отдела надзора по коммунальной гигиене регионального Управления Роспотребнадзора Ирина Матюнина.
Вторая проблема - в регионе недостаточное количество мест сбора крупногабаритных отходов, и часто жители выбрасывают на контейнерные площадки старую мебель, бытовую технику и другие предметы быта, которые затрудняют своевременный вывоз мусора, а подчас могут и превратить контейнерную площадку в несанкционированную свалку.
Кроме того, региональный закон говорит о том, что собирать мусор можно как централизованно, так и децентрализованно, там, где нет возможности организовать места накопления. Еще одна проблема - плотная жилая застройка, особенно в Самаре. Поэтому очень часто контейнерные площадки обустраивают не в 20 метрах от дома и детских площадок, как это положено по санитарно-эпидемиологическому законодательству, а гораздо ближе. Это допускается, но нужно принимать дополнительные меры. На такой площадке должно быть твердое покрытие, обязательно дождевой сток не в сторону детской площадки, ограждение и навес от осадков. Также должен быть свободный подъезд к ней мусоровозов.
В этом году в Управление Роспотребнадзора от местных властей и собственников - управляющих компаний и организаций поступило 1156 заявок на согласование размещения контейнерных площадок, и ведомство выдало 157 заключений о несоответствии самих площадок. В прошлом году Роспотребнадзор провел 1600 проверок условий сбора твердых коммунальных отходов. В результате выявили 61 нарушение, выписали 38 штрафов и предупреждений. В этом году выдали 116 предостережений по ненадлежащему обращению с ТКО. Что же касается свалок, то за три года Роспотребнадзор подал в суд 25 исков к районным администрациям о ликвидации несанкционированных свалок и все требования были удовлетворены.
Сейчас в области реализуется федеральный проект «Генеральная уборка» Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Его главная задача - инвентаризация экологически опасных объектов, определить, какой риск они несут для здоровья человека и окружающей среды и что необходимо сделать для их ликвидации. Роспотребнадзор как раз и будет проводить экспертизу рисков. В настоящее время в области насчитывается 19 таких объектов, на которых складируются бытовые и промышленные отходы.
Действуют по закону
В ООО «ЭкоСтройРесурс» отмечают, что регоператор обязан ликвидировать несанкционированные свалки только твердых бытовых отходов. А вот со свалками строительных и промышленных отходов компания работать не имеет права.
«Региональный оператор по обращению с ТКО следит за ситуацией с такими свалками. Мы пишем обращения к собственнику земельного участка, что он должен содержать его в нормативном состоянии. Мы говорим об этом, но не можем пойти в суд или обязать убрать. Если сфера с ТКО регламентирована и таких свалок становится меньше, потому что вся наша техника оборудована системой ГЛОНАСС и мы видим, что мусоровоз приехал на специализированный полигон и не вывалил отходы по дороге, то вот куда едут «ГАЗели» со строительным мусором - большой вопрос», - поясняет ситуацию руководитель экологического управления ООО «ЭкоСтройРесурс» Екатерина Луценко.
Поэтому Екатерина Луценко предложила перенять опыт Московской области, где для строительных отходов работает аналогичная система, что и для ТКО. Обязательное требование к перевозчику - у него должна быть лицензия на работу с отходами 4-го и 5-го класса опасности и транспорт, оборудованный системой ГЛОНАСС, чтобы все контролирующие организации видели, куда везет мусор машина. Также эксперт отметила, что с 1 января 2023 года в России запустят федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» - эта система, при которой строительные отходы получат вторую жизнь и станут не мусором, а полезным вторичным материальным ресурсом. И это тоже должно помочь сократить количество свалок со строительными отходами.
Дмитрий Моргунов, общественный инспектор по охране окружающей среды:
- В регионе до сих пор не выработан единый подход к мониторингу всех этапов формирования и утилизации строительного мусора. Низкий уровень контроля за образованием, транспортировкой и размещением отходов строительства, в результате чего немалый их объем попадает на нелегальные свалки. Обращение со строительным мусором до сих пор почти не регламентируется законодательством, а его оборот остается теневым. В итоге число несанкционированных свалок остается высоким. Считаю, что нужно взять на вооружение опыт других регионов и разработать и утвердить Порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории области. Это даст возможность вести достоверную статистику, а также решить проблему несанкционированных свалок.
Евгения Рябова, заместитель руководителя управления охраны окружающей среды департамента городского хозяйства и экологии:
- Ситуация в Самаре со складированием строительных отходов проблемная. Если раньше власти могли контролировать вывоз строительных отходов, так как застройщики отчитывались об объемах производимых отходов, то сейчас у них такой обязанности нет и какая-либо законодательная база по регулированию вывоза этого вида отходов отсутствует. Мы принимаем различные меры для недопущения образования несанкционированных свалок, в том числе и по их ликвидации. Для этого направляем в полицию материалы фиксации сброса данных отходов для привлечения лиц к административной ответственности, в дальнейшем рассчитываем ущерб, нанесенный почве. В этом году город начал работу по ликвидации двух крупных свалок со строительными отходами на озере Монашеское и в п. Чкалова, где ранее незаконно принимали отходы. В п. Чкалова уже очистили 60% территории, на что потрачено 50 млн рублей. Департамент во Всероссийской акции «Сохраним лес» высадил 310 саженцев. В следующем году работы продолжатся.