https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
479

Наше общее тепло. От чего зависит стабильное теплоснабжение в Сызрани?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Самара №50 09/12/2020
Кирилл Романов / АиФ

24 сентября в Сызрани стартовал отопительный сезон. Первыми тепло получили социальные учреждения, а затем и жители города. По данным областного министерства энергетики и жкх, к 22 октября в полном объеме тепло получили 1259 многоквартирных жилых домов с центральным отоплением, 55 детских садов, 35 школ и 45 объектов здравоохранения. В то же время старт отопительного сезона не обошелся без сбоев на теплосетях, о чем жители юго-западной части Сызрани незамедлительно начали сигнализировать в социальных сетях. Но всегда ли в холодных трубах виноваты ресурсоснабжающие компании?

В авральном режиме

Старт отопительного сезона в Сызрани выдался крайне напряженным. Аварийные бригады теплоэнергетиков работали в режиме нон-стоп, чтобы вовремя дать тепло жителям. Приходилось экстренно ремонтировать и менять трубопроводы. Так, возле дома №28 на улице Сергея Лазо энергетики в считанные дни заменили порядка 100 метров теплотрассы. До этого здесь же был отремонтирован пятидесятиметровый участок, но после пуска тепла возникли новые порывы. 

Примерно такие же проблемы были около жилых домов на улицах Гагарина, Циолковского, Жуковского, Космонавтов, 50 лет Октября. Волнение и гнев горожан, в принципе, понятны. Но кто виноват в сложившейся ситуации? Компания «Т Плюс» взяла под свою ответственность тепловые сети юго-западной части Сызрани - Монгоры, Образцовской площадки, поселков Елизарово, Заводского и Строителя, а также станции Кашпир лишь 1 июля, буквально за три месяца до начала отопительного сезона. Ранее содержание и ремонт теплосетей, а также теплоснабжение и горячее водоснабжение этой части города контролировалось МУП «ЖЭС».  Сейчас МУП проходит процедуру банкротства и находится в стадии конкурсного производства.

«Почему никого не смущает, что компания пришла в Сызрань только этим летом? Сейчас муниципальное предприятие банкротится! Но долг накопился, как можно предполагать, не из-за платежей потребителей. А ведь в составе тарифа есть инвестиционная составляющая, и жители оплачивали счета. И если посмотреть, сколько потратило МУП «ЖЭС» на ремонт труб, то возникают вопросы. За все время своего существования вряд ли муниципальное предприятие отремонтировало хотя бы 5 км труб. На Образцовской площадке все сети гнилые. Думаю, руководство города знало о катастрофическом износе труб», - считает житель Сызрани и общественник Валерий Марюков.

По данным администрации Сызрани, с 2016 по 2020 годы на капитальный ремонт и перекладку тепловых сетей по всему городу из бюджета выделили более 42 млн 711 тыс. рублей и отремонтировали 2502 погонных метра трубопроводов теплосетей. В Юго-Западном районе капитально отремонтировали 1223 погонных метра теплосетей на сумму в 22 млн 826 тыс. рублей. Кроме того, в Юго-Западном районе расположено 23 центральных тепловых пункта, эксплуатацией которых занималось МУП «ЖЭС», но за последние пять лет организация проводила лишь текущий и плановый ремонты оборудования.

«Система теплоснабжения в городе - закрытая, схема подключения отопления - зависимая, способ регулирования - качественный. При такой схеме системы горячего водоснабжения присоединяют к двухтрубным тепловым сетям через водонагреватели, установленные в центральных тепловых пунктах. В зависимых системах отопления теплоноситель по трубопроводу попадает сразу в систему отопления потребителя. Такая схема несложна в обслуживании и не требует никакого дополнительного оборудования, например, сетевых насосов, автоматических приборов регулирования и контроля, теплообменников», - поясняют в администрации Сызрани.

Работать не «спустя рукава»

Был поток жалоб в социальных сетях от жителей Юго-Западного района Сызрани, не связанных с прямой ответственностью теплоэнергетиков. Например, жители дома №70 на проспекте 50 лет Октября даже пригрозили, что не будут платить за отопление, так как 12 октября у них были холодные трубы. В то же время анализ ситуации показал, что на тот момент в доме не завершились работы по капитальному ремонту, во время которого полностью менялась система отопления и горячего водоснабжения, и получается, что домовые сети к отопительному сезону были не готовы. Кроме того, есть факты, что теплоэнергетики добросовестно подавали тепло в дома, но бездействие управляющих компаний и не открытые вовремя задвижки привели к тому, что люди попросту замерзали в своих квартирах. 

Как рассказала председатель СМКД №12 на проспекте Королева Татьяна Ковылова, еще в феврале этого года они установили общедомовой прибор учета тепловой энергии, что существенно сократило расходы жителей на оплату коммунальных услуг. Кроме того, в целях экономии тепла жильцы попросили свою управляющую компанию заменить четыре окна в подъезде и по совету тепло-энергетиков сделать в доме рециркуляцию горячей воды.

 «Перед началом отопительного сезона управляющая компания должна была провести опрессовку труб - прочистить её химическим составом, чтобы повысить коэффициент полезного действия. Но никаких документов по данному вопросу на подпись УК не предоставила. Ситуация сейчас такая, что жители угловых квартир в нашем ТОС «Монгора» не чувствуют себя комфортно. Кроме того, рециркуляцию горячей воды нам пока не сделали, наверное, стороны никак пока не могут договориться. Хорошо, что сейчас нет организации-посредника МУП «ЖЭС», все платежи поступают напрямую поставщику, поэтому мы стали платить меньше за тепло и горячую воду. Нашему дому 45 лет, а району 50 лет, и за это время, насколько я знаю, никто не вкладывался в ремонт сетей, а их просто эксплуатировали. Сейчас ситуация меняется к лучшему», - говорит Татьяна Ковылова.

Дом №4а по улице Космонавтов под управлением ТСЖ встретил отопительный сезон во всеоружии. Здесь жители собирают деньги на капитальный ремонт на спецсчет и добились того, чтобы им установили на общедомовой прибор учета блок модульного реагирования. Система регулирует температуру теплоносителя в батареях в зависимости от наружной температуры воздуха, что помогает исключить недотопы и перетопы. Благодаря БМР жителям приходится меньше платить и за теплоснабжение.

«У нас стоят удалённые приборы, и в диспетчерской ТУТС теплоэнергетики видят на мониторах, как работает наша система, чтобы не было перетопов и недотопов. Жители довольны, так как мы не отапливаем улицы через окна и балконы. Кроме того, после ухода МУП «ЖЭС» мы стали меньше платить за ресурсы. Если раньше горячая вода обходилась до 300 рублей, то сейчас мы платим примерно около 150 рублей», - делится председатель правления ТСЖ № 24 Галина Козырева.

Чем активнее, тем теплее

Глядя на эти примеры, наверное, нелишне напомнить, что за комфортную температуру в квартирах ответственны не только ресурсоснабжающие компании, но и УК и ТСЖ, а также сами жители. Именно жильцы перед началом каждого отопительного сезона должны требовать от УК и ТСЖ, чтобы те проверили состояние внутридомовой инженерной инфраструктуры после того, как теплосеть заходит в дом.

Убедиться, что все задвижки и вентили находятся на месте, герметичны ли трубы и тепловвод в здание, проводилась ли промывка системы теплопотребления и их опрессовка, есть ли запоры на трубопровод в подвале, стояках и подводках к приборам отопления и изолированы ли трубопроводы систем отопления и горячего водоснабжения внутри домов. А проверить, достаточный ли объем тепла и нужное ли давление в трубах, призван общедомовой узел учета теплоэнергии.

Каждый житель сможет проверить, какой объем тепла поступает - запросить информацию от УК или ТСЖ, а также у ресурсоснабжающей компании, и если с подачей все в порядке, то причины плохого отопления и горячего водоснабжения нужно искать внутри дома. Также можно вызвать сотрудника тепловой инспекции, который проверит режимы теплоснабжения дома.

«Общедомовые приборы учета нужно устанавливать, чтобы определять фактическое потребление тепла, а не расплачиваться по нормативу, и прибор нужно своевременно поверять. Жителям нужно требовать его установить от управляющей компании, так как они не всегда заинтересованы в этом. Тем не менее, жильцам необходимо провести общее собрание, оформить протокол и зарегистрировать его в УК. Наличие этого прибора дает существенную экономию», - говорит руководитель региональной общественной организации «Ассоциация владельцев жилья Самарской области» Вера Романюк.

Переломить ситуацию сообща

Решить проблему «по взмаху волшебной палочки» нельзя. Здесь нужен системный подход всех заинтересованных сторон.

«Неважно, говорим ли мы о Сызрани, Самаре, Тольятти или Новокуйбышевске. Есть известная зависимость количества аварий на теплосетях от срока их эксплуатации, и поэтому аварий становится ежегодно все больше и больше, особенно в отопительный период. Нужно своевременно реконструировать теплосети, менять участки, срок эксплуатации которых истек. Кроме того, нужно ежегодно менять или модернизировать оборудование на источниках тепла - ТЭЦ или котельных. Процесс этот должен быть последовательный и ежегодный, и лишь тогда можно будет переломить ситуацию», - поясняет зав. кафедрой промышленной теплоэнергетики Самарского государственного технического университета Антон Еремин.

Сегодня энергетики прикладывают максимальные усилия для поддержания надежного состояния теплосетевого контура Юго-Западного района Сызрани. В оперативном режиме устраняются все возникающие дефекты; при этом специалисты анализируют повреждаемость коммуникаций, выявляют наиболее проблемные зоны и участки, чтобы включить их в приоритетный план перекладок следующего года. Формирование ремонтной кампании 2021 года и перспективных периодов могло бы быть еще более продуктивным, если бы прежняя эксплуатирующая организация поделилась архивом повреждений. А пока работа ведется практически с нуля.

При этом за столь небольшой отрезок времени сделано уже многое. Например, в 21-м центральном тепловом пункте уже установили датчики температуры, давления, а также устройства сбора и передачи данных, благодаря которым можно в реальном времени отслеживать изменения технологических параметров всех ЦТП и оперативно локализовать технические сбои. В последующем будет производиться автоматизация ЦТП, на магистральных сетях будут устанавливаться узлы учета. Все эти мероприятия ориентированы на то, чтобы повысить управляемость и надежность всей системы теплоснабжения Юго-Западного района Сызрани.

Вместе с тем для повышения качества теплоснабжения одних действий теплоэнергетиков недостаточно. В процесс необходимо включаться как жителям, так и обслуживающим организациям - УК и ТСЖ. Только тогда в квартирах всех сызранцев будет комфорт и уют, когда в порядок будет приведена вся система теплоснабжения - от ТЭЦ до батареи горожанина.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах