Примерное время чтения: 8 минут
587

Энергия – космосу. Как обеспечивали электричеством заводы Куйбышева

В этом году исполняется 60 лет со дня знаменательного события для истории человечества. 12 апреля 1961 года пилотируемый корабль «Восток» вывел в космос Юрия Гагарина. Полет человека в космос навсегда останется символом мужества, стремления к познанию и прогрессу. Для нашей страны это поистине национальный триумф, который сплотил и объединил весь народ. О том, как энергетика способствовала прорыву в космос — в проекте «АиФ в Самаре» «Несущие энергию жизни».

От Ил до «Востока»

Наверное, в те годы мало кто знал, что освоение космоса — мечты человечества, начнется на волжской земле. Сразу несколько заводов, эвакуированных сюда из Москвы, были задействованы в историческом для всего человечества событии. Известный сегодня как РКЦ «Прогресс», а тогда называвшийся Государственный авиационный завод №1 был эвакуирован на Безымянку осенью 1941 года.

Фото: «Россети Волга»

Для того чтобы промышленное предприятие как можно быстрее продолжило выпускать штурмовики Ил, столь необходимые фронту, требовались серьезные энергетические мощности.  Так, государственный авиационный завод № 1 обеспечивался электроэнергией от Зубчаниновской подстанции 220 кВ, находящейся сейчас на балансе РКЦ «Прогресс». Ее питает подстанция Куйбышевская мощностью 500 кВ по двум воздушным линиям 220 Куйбышевская-Зубчаниновская, находящимся на балансе филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Самарского ПМЭС. Благодаря подвигу заводчан и энергетиков, стратегически важный объект выпускал по 15 легендарных штурмовиков в день. Всего за годы Великой Отечественной войны из стен завода вышло более 16 тысяч самолетов.

После окончания Великой Отечественной войны жители Куйбышева вернулись к мирному труду. Перед ними встали новые, чрезвычайно сложные задачи: не только восстановить народное хозяйство и ликвидировать последствия войны – а они были очень тяжелыми – но и техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

Учитывая новые задачи, после войны предприятие начало выпускать первые реактивные самолеты МиГ, бомбардировщики Ил-28 и Ту-16. А в 1958 году, по поручению правительства Советского Союза и главного конструктора Сергея Королева куйбышевский авиационный завод начал осваивать ракетную технику. Первые две ступени ракеты «Восток», на котором полетел Юрий Гагарин, были собраны именно на этом предприятии.

Уникальные двигатели

Государственный завод № 24 им. М.В. Фрунзе также был эвакуирован в Куйбышев осенью 1941 года. За короткое время на предприятии удалось организовать производство авиационных моторов для штурмовика Ил-2. Как вспоминает руководитель музея ПАО «Кузнецов» Наталия Аладьева, за годы войны завод выпустил около 45 тысяч двигателей для самолетов Ил, МиГи торпедных катеров. Уже в мирное время на заводе запустили серийное производство газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации разработки конструктора Николая Кузнецова, имя которого завод получил в 2010 году. Всего под руководством легендарного конструктора было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей.

Фото: ОДК Кузнецов

Опыт завода в производстве двигателей оказался востребованным и для освоения космического пространства. В конце 1958 года на заводе запустили серийное производство двигателей для ракет типа Р-7. Эти двигатели, а также их модификации обеспечивали запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей в СССР и России. С момента полета Юрия Гагарина и по настоящее время завод продолжает серийно производить двигатели I и II ступеней для ракет-носителей «Союз».

Разумеется, столь мощное и масштабное производство не может работать без такой важной составляющей, как энергия. И свой вклад в освоение космоса внес и филиал ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети». С момента образования завод получал питание по воздушной линии 35кВ от Безымянской ТЭЦ. В связи с расширением объема корпусов и задач, стоящих в то время перед заводом, и для обеспечения завода необходимой мощностью, для внешнего электроснабжения в начале 70-х годов энергетики построили линию 110 кВ, а электроснабжение с 35 кВ перевели на 110 кВ. В настоящее время завод запитан от подстанции 100 кВ ЗИФ (находится на балансе ПАО «ОДК-Кузнецов), энергия на которую поступает сразу с двух центров питания по воздушным линиям электропередачи 110 кВ Безымянная ТЭЦ - Кировская Безымянная ТЭЦ - ГПП-2 СМЗ.

Каждый ракетный двигатель, произведенный в «ОДК-Кузнецов проходит обязательные огневые испытания на одном из стендов ОП «Винтай». Здесь проверяют работу изготовленных двигателей с 1961 года.

Электроснабжение испытательной площадки обеспечивают 2 подстанции 110 кВ и воздушные линии 110 кВ Азот-Винтай-2 и Винтай-2 — Береза, которые находятся на балансе ПАО «Россети Волга».

Продукция стратегического назначения

В 50-е годы прошлого столетия было принято решение о строительстве Куйбышевского металлургического завода (сейчас АО «Арконик СМЗ») — для развития техники, авиации, судостроения и электрификации нужен был легкий металл. Одновременно с началом строительства завода энергетики приняли решение о строительстве воздушных линий. Первые линии 110 кВ протяженностью 5 км проложили персонально для завода от БТЭЦ.  И по мере развития производства и строительства ПС 220 Кировская в 1951 году покрыли потребности завода в необходимой мощности. Протяженность линий с ПС Кировская составляет примерно 1,2 км.

В настоящее время снабжение металлургического завода осуществляется по 4 линиям электропередачи 110 кВ от двух источников питания.

Еще один завод, участвующий в космической программе - «Металлист-Самара». Здесь делают камеры сгорания ракетных двигателей и сопла почти для всех ракет-носителей, изготавливаемых в России. В 1959 году на заводе начали производить камеры ЖРД для ракеты-носителя сверхтяжелого класса, а затем для ракеты-носителя космической программы «Энергия-Буран» и других.

В надежном и стабильном энергоснабжении завода задействованы несколько источников энергоснабжения, 4 воздушных линии 110 кВ от которых находятся на балансе ПАО «Россети Волга».

Ключевая роль энергетиков

Без самоотверженной работы энергетиков Куйбышев не смог бы стать космической столицей и мощной опорой страны. После войны Куйбышев перерождался в крупнейший индустриальный центр с развивающейся промышленностью. И одну из ключевых ролей в этом сыграли энергетики.

В послевоенные годы коллектив предприятия «Куйбышевэнерго» (сейчас ПАО «Россети Волга-Самарские распределительные сети») продолжал работать в крайне тяжелых условиях. Нагрузки на электросети росли, а их развитие сдерживалось непреодолимыми материальными трудностями послевоенных лет. Но, тем не менее, за период с 1945 по 1951 год были построены и введены в эксплуатацию, а также приняты от других организаций воздушные линии 35 кВ – 83 километра, 0,4–10 кВ – 93 километра и две подстанции 35 кВ – поселков Зольного и Мехзавода. В 1949 году также был принят в эксплуатацию и на баланс кабельный переход через Волгу ВЛ Безымянская ТЭЦ – Зольное.

В 1952 году вместе с мощным подъёмом промышленности начался и активный рост электросетей. В период с 1952 по 1963 год ежегодно строилось и вводилось в эксплуатацию примерно 170 километров воздушных линий. 

Благодаря стабильному и надежному энергоснабжению предприятия, задействованные в производстве авиационной и космической техники, продолжают выпускать продукцию, благодаря которой Россия занимает лидирующие позиции в освоении космического пространства.

Самара – космическая столица России

Сегодня Самара – крупнейший производитель ракет-носителей и двигателей для них, оборудования для космодромов и космических аппаратов. Вклад жителей города Самары в развитие космонавтики невозможно переоценить. Огромный вклад в ее развитие вносят самарские учёные, инженеры, рабочие, студенты, семейные династии, передающие из поколения в поколение свои знания, опыт, преданность профессии и идеалы покорителей космоса. Здесь сильны традиции, неукротима вера в гений человеческой мысли, бесконечен полёт научных гипотез. Здесь дети с рождения знают о космосе и мечтают однажды туда полететь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах