Самарскую область на днях потрясла трагедия, погибли две 12-летние школьницы. По словам окружающих, видимых проблем у подростков не было, они хорошо учились, участвовали в школьных олимпиадах и конкурсах, дружили с одноклассниками, имели и другие увлечения - спорт и модельный бизнес. Почему стала возможной эта страшная история, теперь должны выяснить следователи.
Ищут виноватых
Произошедшая трагедия в очередной раз заставила людей задуматься на тем, что происходит с нашими детьми. Почему родители всегда всё узнают в последнюю очередь? И виноват ли во всем интернет?
Оказалось, что многие родители знают или догадываются о том, что дети живут двойной жизнью. В одной ребёнок - примерный ученик, спортсмен и волонтёр, в другой он депрессивный подросток, который не выдерживает груза навалившихся на него проблем. Родители и учителя с радостью воспринимают только позитивный образ, а вот реноме проблемного подростка не хотят замечать. Но если бы они заглянули в групповые чаты, где подростки общаются в отсутствии бдительного ока взрослых, они бы пришли в ужас.
«Современные дети прекрасно умеют вести себя дома. Они слушают советы психологов в сети, поэтому говорят с родителями на правильные темы, пытаются ими манипулировать, при этом тщательно оберегают свои секреты. По какой-то причине дети часто молчат о приставаниях педофилов, буллинге, угрозах и о предложениях вступить в секты. Наверное, родителям стоит почаще заглядывать в их социальные сети и мессенджеры, чтобы понимать, что у ребенка творится на душе», - говорит жительница Самары Ольга.
Им не к чему стремиться?
Заслуженный тренер СССР и России по дзюдо Вячеслав Архипов уже более 50 лет работает тренером в подростковой секции. Если раньше на его тренировки приходили подростки со всего посёлка Кряж, Сухой Самарки, Новокуйбышевска и Кинеля - тогда можно было отбирать для занятий наиболее перспективных, сейчас же арендованный зал на стадионе «Динамо» практически простаивает. По словам тренера, все интересы подростков сконцентрированы в виртуальном мире, спортом занимаются от силы 5-6 подростков, которых приводят родители.
«Большинство детей «тепличные» и не приучены трудиться, у них нет дисциплины, терпения, они не хотят развиваться физически и закаляться, не хотят преодолевать хоть какие-то трудности, растут потребителями», - сожалеет Вячеслав Архипов.
Кандидат педагогических наук, директор АНО «Центр информационного развития «Генезис» Елена Быкова отмечает, что активная часть молодежи все же старается найти и реализовать себя. Например, становятся волонтерами, участвуют в различных социальных проектах, получают знания и навыки, которые пригодятся им в будущем. По словам педагога, очень часто встречается ситуация, когда жизнь ребенка расписана по минутам: кроме учебы в школе они занимаются в нескольких кружках или секций. Обычно столь насыщенный график - инициатива родителей, которые из благих побуждений стремятся дать своему чаду всестороннее развитие. Мнение подростка при этом учитывается частично. В результате ребенок испытывает чрезмерные психоэмоциональные нагрузки и либо открыто бунтует или замыкается в себе.
Но чаще всего родители выбирают другой путь. Они сами погружают детей в виртуальный мир, чтобы они не мешали им заниматься своими делами. Сами взрослые сидят в тех же сетях. И получается, что люди живут в одной квартире, а друг друга не видят, говорит эксперт.
Отцы и дети на современный лад
Психолог центра психологического развития «Дар» Зоя Немирова говорит, что чаще всего при разговоре с ней подрастающее поколение жалуется на то, что родители сравнивают их с другими детьми. Кроме того, ранит психику подростков и то, когда учителя несправедливо наносят личные оскорбления и пытаются демонстрировать свою власть над ними, их обижает, что взрослые не ценят их личные эмоциональные и физические границы. Признают дети и то, что большую часть времени они проводят в интернете и не хотят общаться между собой вживую. Некоторые готовы даже перевестись на домашнее обучение, так как в школе им трудно - постоянно нужно взаимодействовать с одноклассниками и педагогами, договариваться и коммуницировать, а они к этому не готовы.
«Иногда я думаю, что современным детям просто нечего хотеть. У них всё есть, и достается им это все без усилий, поэтому подростки не чувствуют потребности в чем-то и не испытывают удовольствия от достижений. К тому же в этот период у них идет гормональный всплеск, которым они управлять не могут, что вызывает состояние апатии. Итог - дети лежат дома, гормоны зашкаливают, тратить их некуда. Хорошо только все с виду, но на самом деле дети все время находятся в стрессе, даже в школу сходить - уже серьезная проблема. В то же время гаджеты дает иллюзию лёгкого времяпрепровождения и вседозволенности», - говорит Зоя Немирова.
По мнению специалиста, особое внимание родители должны уделять не проблемным, а удобным детям, которые не доставляют особых хлопот и которых почти не слышно дома.
«Обычно на неуспешных детей мы тратим много внимания и времени, стараясь их перевоспитать. А вот отличники и беспроблемные дети живут тихо, всем удобно, особого внимания они не требуют. Но это совершенно не значит, что им оно не нужно. И именно такие подростки могут примкнуть к «группам смерти», чтобы доказать, что они не «ботаники», - продолжает Зоя Немирова.
«Привет, как дела?», «Какие оценки получил?», «Что ты сегодня ел?» - обычно такой стандартный набор фраз слышит от родителей подросток. Понятно, что взрослые, вымотанные работой и ритмом жизни, не всегда находят время для задушевных бесед с детьми. И когда он хочет рассказать о том, что его волнует, о чем переживает, взрослые зачастую говорят: «не придумывай, это все ерунда, все пройдет». Таким образом, родители обесценивают их чувства и своими руками начинают строить стену непонимания.
«В подростковом возрасте дети стремятся отдалиться от родителей, вырваться из-под гнета установок. Этот возраст надо пережить как можно спокойнее, не придавать ему избыточно важное значение. При общении представляйте, что это не ваш ребенок, а ваш друг - говорите с ним уважительным тоном, интересуйтесь его проблемами, уважайте границы и не пытайтесь обесценить его проблемы. Например, простая фраза «мне бы твои проблемы» может поставить крест на попытке ребенка найти у вас поддержку. Он начнет искать ее где-то в другом месте», - говорит психолог Зоя Немирова.
Сергей Пестов, генеральный директор АНО «Интернациональный центр спасения детей от киберпреступлений»:
- Представить себе жизнь без интернета невозможно, потому что современный мир так устроен, что даже государство выстраивает взаимоотношения с обществом через интернет: онлайн-обращения, госуслуги и так далее. Поэтому говорить, что только интернет виноват во всех проблемах детей - необоснованно. Понятно, что когда случаются какие-то неприятные ситуации, родители хотят снять с себя ответственность и обвиняют группы и паблики в соцсетях, которые толкнули их ребенка на необдуманный шаг, но это не так. Бывают случаи, когда детей перегружают и психоэмоционально, и физически, потому что они должны соответствовать ожиданиям окружающих: хорошо учиться, всесторонне развиваться, быть послушными. Но спустя какое-то время ребёнок может понять, что у него другие интересы и желания, но их не учитывают, и у него начинается внутренний конфликт, который в любой момент может перерасти в глобальную проблему. Родители должны всегда знать: с кем общается их ребёнок и что его беспокоит.
Елена Климова, председатель Областного родительского комитета:
- С 12 до 16 лет - самый трудный возраст, а мы иногда не обращаем внимания на настроение ребенка, интересуемся только уроками, стараемся заработать денег, чтобы наши дети ни в чем не нуждались. Но, как показывает время, детям намного важнее общение с родителями и их внимание. Хотелось бы, чтобы и в школах было больше таких мероприятий, на которых подростки раскрываются и чувствуют себя нужными. И пусть в них участвуют и дети, и родители, и педагоги. Я уверена, что только в связке дети - родители - педагоги можно пережить без потерь этот сложный для подростков период. Хотела бы обратиться к родителям: давайте помнить, что нашим детям важно внимание и наша любовь. Они хотят это чувствовать каждый день.