aif.ru counter
77

Дети прогресса. Как изменились самарские школьники за 15 лет

С экспертом мы поговорили об особенностях воспитания и образования подрастающего поколения.

В школу - как на праздник!

АиФ-Самара, Дарья Дымова: В советское время профессия учителя пользовалась большим уважением. Стать педагогом - это мечта вашего детства?

Татьяна Ушатова: В юности я очень хотела стать врачом-хирургом. И даже поступила в медицинское училище. Но муж был категорически против такой моей карьеры. Потому что совмещать медицину с семьёй практически невозможно. И я прислушалась к его мнению. Позже, когда супруг стал настоятелем в Кирилло-Мефодиевском соборе, там открыли воскресную школу. И меня попросили в ней преподавать. К столь ответственному делу подошла с большим воодушевлением: готовилась к каждому занятию, старалась объяснять понятным языком библейские притчи, а на примерах из русской литературы мы осваивали морально-нравственные вопросы. И тогда почувствовала, что преподавание - это моё призвание! Затем стала завучем в самарском интернате № 9. Тогда удалось сделать несколько очень важных вещей: мы помогли многим ребятам обрести веру в себя. Кто-то бросил курить, а кто-то больше ни разу не встал на учёт в полиции. Результаты моей работы заметили и предложили стать директором школы.

- Как заинтересовать ребёнка учёбой? Чтобы он шёл в школу не как на каторгу, а как на праздник?

- Когда я пришла работать в школу, там были обычные общеобразовательные классы. И совсем не было дополнительного образования. Я открыла там кадетский класс, классы с эстетическим и филологическим направлениями, а также класс одаренного ребёнка. Мы организовали бесплатные кружки по хореографии, хору, театральному мастерству и по вокалу. И вообще стали больше общаться с детьми, проводя вместе все праздники. Именно такие вещи и делают школу родной и неповторимой.

- Отличаются ли современные школьники от тех, которые были, к примеру, 15 лет назад?

- Это полностью другое поколение! Очень многие дети сегодня попросту не могут концентрировать долго внимание на чём-то одном. Они привыкли, что всё вокруг движется: в машине, на планшете, в телефоне. Если учитель просто стоит и что-то рассказывает, его не слышат. Если он пошел, начал двигаться - ребёнок его заметил и сообразил, что надо слушать. Педагоги предыдущего поколения очень сложно под них перестраиваются. Не каждый может осилить интерактивные доски, потому что работать на них гораздо сложнее, чем, к примеру, освоить компьютер. Ребёнок не поймет, что учитель объяснял, чертя на доске мелом. Но всё, что увидел на интерактивной доске, непременно запомнит! А потому учителя всю жизнь должны учиться, особенно сегодня - в постоянно меняющемся мире.

Почему теряем отцов?

- По образованию вы психолог. Как считаете, насколько необходимы именно детские специалисты современным семьям? Востребовано ли это у нас? Ведь на Западе уже много десятилетий - чуть что, и сразу обращаются к психологу.

- Действительно, сегодня детский психолог может помочь решить массу проблем в воспитании и развитии ребёнка. И позитивно повлиять на формирование новой личности и будущего взрослого человека. Но у нас пока это мало востребовано, только «набирает обороты». Все дети очень разные. Есть ведь и очень «сложные» - с диагнозами аутизм, ДЦП, с задержками психического развития. А потому с психологами не мешало бы общаться в первую очередь самим родителям. Ведь принять ребёнка-инвалида и научиться с этим жить - крайне сложно. Конечно, многие родители в таких ситуациях сильно устают. Но необходимо помнить, что несчастливая семья - это несчастливые дети. И нужно уметь радоваться в любом случае! 

- Наверное, самое сложное в подобных ситуациях - это работа не столько с матерями, сколько с отцами?

- Проблема в том, что папы зачастую вообще уходят из таких семей. Мужчины ведь хотят быть успешными. Даже здоровым детям во многих семьях отцы уделяют крайне мало времени. Но нельзя забывать, что пока ты родитель, дом - это твоя вторая работа. Отцу нужно показывать своему ребёнку уважение, считаться с его мнением, быть другом.

Диктовать нельзя

- Какие родительские стерео-типы приходится ломать?

- Часто от детей требуют хороших оценок в школе, несмотря на то, что ребёнок может учиться лишь средне. Родители должны увидеть в нём личность, «пеленговать» духовно-нравственные и моральные запросы. И быть с ним, а не над ним. Если общаться с ребёнком только с точки зрения своих требований, то в дальнейшем не стоит ожидать от него теплоты и взаимопонимания, душевности и сочувствия. Часто родители говорят, что ребёнок что-то не так делает. И многие из них даже не пытались попробовать согласиться с ним, услышать его мнение, а потом предложить свой вариант развития событий. Они привыкли диктовать: ты должен и обязан. Но он никому не должен! У детей тоже есть право на своё мнение. Они, так же как и мы, устают и не высыпаются. У них не всегда хватает сил на амбиции родителей. А потому с детьми нужно уметь договариваться и не говорить им категорично: «Ты не прав».

- Вам удаётся находить «точки договорённости» с подопечными. А со своими детьми получилось наладить взаимопонимание?

- Горжусь ими. Дочь всегда спрашивает у меня совета, хотя давно уже живёт в Москве и сама преподаватель. Сыновья тоже радуют своими успехами. Старший - опытный юрист, руководитель общественной организации, помощник депутата Госдумы. А младший пока учится - ему ещё 17 лет. Они друг друга поддерживают и любят. Могу сказать, что с детьми у меня полное взаимопонимание и взаимоуважение.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах