Примерное время чтения: 7 минут
167

«Просроченная» совесть. Как волонтёры воюют с ритейлерами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Самара №11 11/03/2015

Тем не менее повестки в суд торговцы получают крайне редко, как правило, отделываясь предписаниями и незначительными штрафами. Кто виноват в сложившейся ситуации? Как решить проблему? На эти вопросы накануне 15 марта - Всемирного дня защиты прав потребителя - «АиФ-Самара» рассказал лидер молодёжного движения «Путь» Виталий Ковригин.

Булки из будущего

АиФ-Самара: В прошлом году вы прославились рядом социально значимых акций, в том числе рейдами в супермаркеты по выявлению просроченных товаров. Как к этому пришли?

Виталий Ковригин: Мы начинали с защиты экологии. В 2008 году организовали в Кинель-Черкассах «Социально-экологический союз»: расчищали русла рек, убирали мусор. А затем стали обращать внимание и на другие «болевые точки» общества. Начали устраивать акции против продажи алкоголя несовершеннолетним, проводили антинаркотические рейды, выявляли в социальных сетях педофилов. Когда же в Интернете стало появляться всё больше жалоб людей на просроченные продукты питания, пошли в супермаркеты. Сегодня наше движение насчитывает примерно 300 человек по области и свыше 9 тыс. сторонников в Сети...

- Как часто самарцы жалуются на «просрочку»?

- Жалуются тысячами, а реальных фактов только в прошлом году по области выявили более 300. В основном этим грешат торговые сети. «Просрочивают» не только мясо и молочную продукцию, но и те товары, которые надзорные ведомства не проверяют - крупы, муку и даже шоколадные конфеты. Например, никто не интересуется сроком годности семечек, а ведь они бывают прогорклыми. Бывает, что на этикетках подменяют даты. Например, приходим в магазин 1 февраля и видим булку, датированную 2-м числом. Настоящее путешествие во времени! (Смеётся. - Ред.) В целом же алгоритм наших действий таков: заходим в супермаркет и проверяем всё подряд. Кстати, «сетевики» нас уже раскусили. Продавцы волонтёров узнают в лицо и попросту не дают проводить рейд. Поступают хитро: в тот момент, когда мы приходим, в магазине внезапно выключают свет. Официальная версия - перебои с электричеством. Посетителей выгоняют, а супермаркет закрывают до устранения неполадок.

- А стало ли меньше просроченных товаров на прилавках самарских супермаркетов после ваших рейдов?

- В Самаре вряд ли. В городе-миллионнике слишком много магазинов - все не проверишь. А вот по области нарушений убавилось примерно на 30%.

- Интересно, как наш регион выглядит на фоне соседних?

- На первом месте по «просрочке», конечно, Москва. Там гораздо больше магазинов, и есть даже специальные рынки, где торгуют товарами с истёкшим сроком годности. Но радоваться рано - мы входим в «пятёрку» областей наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Ульяновском и Саранском, где продают большое количество несвежих продуктов.
Вернём ОБХСС?

- Кто виноват - как считаете?

- В первую очередь неграмотные директора магазинов, которые не стремятся изучать рынок и реальный покупательский спрос. В итоге берут товара с избытком. А ведь менеджеры должны прекрасно понимать: далеко не всё можно вернуть поставщику обратно. Вот и пытаются реализовать народу...

- Кстати, на Западе все вопросы с нарушением прав потребителей решают в судебной плоскости. Каковы шансы внедрить подобную практику у нас?

- Шансы, конечно, есть. Но главная российская проблема - низкая активность людей. Именно поэтому в Самаре очень мало историй, связанных с «просрочкой», дошло до судов. Самое большее, чем «расплачивались» нерадивые торговцы, - мелкие штрафы. А ведь, по-сути, все свои акции мы проводим только для того, чтобы люди понимали, как нужно действовать в той или иной ситуации. У каждого из нас есть возможность проявить свою гражданскую позицию. Сама по себе полиция проблему не решит. Силовикам нужен сигнал для реагирования, который может дать только общество, и больше никто. Уверен: если люди будут работать с властью в связке, у нас не останется ни преступности, ни коррупции. Действовать нужно активнее. А у нас пока даже если люди и видят просроченные товары, то реагируют очень слабо. В лучшем случае пишут заявления в Рос-потребнадзор. Но даже таких единицы!

- Тем не менее есть ли сегодня у власти и общества рычаги давления на нерадивых торговцев?

- Законы у нас бестолковые. Ведь для того, чтобы сотрудники того же Роспотребнадзора получили право провести в магазине внеплановую проверку, они должны иметь повод. Им вполне может стать жалоба, но официально у нас почти никто не жалуется - нет такой культуры. Кроме того, ведомство обязано предупредить продавца о грядущей проверке. Конечно, к этому моменту все сомнительные продукты с витрин убирают, а потом возвращают вновь - как ни в чём не бывало. Настоящего «кнута» сегодня у власти нет. Необходимо полностью менять законодательство и, может быть, вводить структуры по типу существовавшего в советские времена отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). У надзорного ведомства должно быть право проводить проверки без предупреждения. Но не всё так плохо. Остаётся рыночный рычаг давления - огласка. Люди не пойдут за покупками туда, где продают некачественные продукты. Каждую свою акцию мы снимаем на видео, а потом выкладываем в социальных сетях. Это работает как антиреклама для нерадивых торговых сетей. Если продавцы хотят, чтобы у них не убавлялось покупателей, то должны ужесточать контроль за просроченным товаром.

- А как обстоят дела на рынках? Там нарушают?

- На продовольственные рынки, как правило, привозят всё самое свежее. Ведь если частник, который живёт исключительно за счёт торговли, начнёт поставлять некачественное молоко, он вмиг потеряет постоянного покупателя и обретёт дурную славу на долгое время.

Местное - не дешевле

- Как вы считаете, в кризис «просрочки» будет больше или, наоборот, убавится?

- Думаю, некачественного товара станет меньше. Причина проста - из-за падения потребления «сетевики» вдвое-втрое сокращают количество закупок. Если в прошлом году люди в супермаркетах отоваривались полными тележками, то сейчас их корзины едва наполнены - излишеств себе не позволяют.

- Может, пора переходить на местное?

- Не факт, что местные продукты окажутся дешевле привозных. Недавно я общался с самарскими владельцами теплиц, и они сказали, что в этом году планируют выставлять цену на томаты - 350-400 руб. за кг. Тем временем турецкие в супермаркетах стоят 150-200 руб. за кг. Местным не выгодно продавать дешевле - их расходы на содержание теплиц, удобрения и трудозатраты достаточно велики. Тут у нас не Турция и не Африка - помидоры так просто не вырастишь.

- Как же удешевить продукцию?

- Власть должна помогать не только крупным фермерам, но и поддерживать небольшие семейные хозяйства, заключать соглашения с предпринимателями. Фермерам - «подъёмные» на развитие, а взамен государство получает продукцию по фиксированной цене. И тогда никакого сговора и необоснованного роста цен попросту не возникнет. Все это вполне возможно реализовать в нашем регионе, ведь в деревнях много безработных и огромное количество земли. Нужно грамотно использовать и то, и другое.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах