aif.ru counter
263

Чему учат в школе. Сможет ли поколение next написать тотальный диктант

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Самара №41 08/10/2014

Техника на грани фантастики

Придя на урок в современный класс, начинаешь думать, что окончил школу не десять лет назад, а как минимум пятьдесят - так всё изменилось. Мел больше не в моде: современные учителя «пишут» на интерактивной доске, препарируют лягушек под цифровым микроскопом, а дети отвечают на вопросы теста, нажимая на кнопки пульта. Как рассказала учитель начальных классов, завуч самарской школы №29 Елена Петунина, «меняется жизнь, дети становятся более технически грамотными, и мы обязаны за ними успевать. Поэтому сегодня на уроках мы используем новые технические возможности. Например, программа pro-class помогает проводить интерактивные тесты. Каждый ученик получает пульт с кнопками от А до Е и выбирает правильный ответ. Чем-то это напоминает систему голосования в программе «Кто хочет стать миллионером?» Программа показывает, сколько процентов учеников ответили правильно, а также результаты каждого. Ещё мы используем оборудование pro-log для различных экспериментов: измеряем уровень освещённости помещения, влажность и пр. Детям так интересно работать с этим, что они буквально бегут на уроки».
Школа, где работает Елена Владимировна, - не исключение из правил. Современное оборудование есть во многих самарских школах, а учителя говорят, что так удобно им ещё никогда не работалось. Однако делает ли «техника на грани фантастики» умнее наших детей?

Разучились учить?

Вера в технические идеалы улетучивается после разговора с преподавателями вузов, которые в один голос утверждают: уровень образования абитуриентов падает с каждым учебным годом. Особенно плохи дела с гуманитарными дисциплинами. Александр Окунь, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и документоведения СамГУ, пояснил: «Дети сегодня гораздо более компетентны в плане пользования технологиями, но, к сожалению, не умеют работать с текстом, анализировать и понимать прочитанную информацию, писать тексты.
Бывает так, что на первом курсе преподаватель тратит время на то, чтобы дети приобрели навык анализировать текст - это та база, без которой высшая школа не может работать. Но эта база должна приобретаться в школе. Тем более что с введением бакалавриата и переходом от пяти обязательных лет обучения к четырём у преподавателя высшей школы остаётся всё меньше времени на то, чтобы научить этому навыку.

Другая большая проблема - крушение моральных основ образования. Дети считают, что не зазорно списать, обмануть преподавателя, то есть практически учатся не ради знаний и навыков, а ради оценки и диплома. Образование как умение работать с информацией подменяется формальными признаками. И это я бы связал с общим состоянием морали в обществе, ведь дети всегда выступают его индикатором».

Тревогу бьют и родители. По их словам, если в начальной школе с ребёнком ещё занимаются на совесть, то в средней найти для сына или дочери педагога «с горящими глазами» и твёрдыми знаниями - настоящий подарок. Ещё один показатель «недовольства» родителей школьной системой - тот ажиотаж, которым сегодня пользуются услуги репетитора.

- В последние годы услуги репетитора стали востребованы как никогда, - поделилась Татьяна Пешехонова, репетитор по русскому языку и литературе. - А всё потому, что, на мой взгляд, уровень образования катастрофически снизился. Ко мне на уроки приходят восьмиклассники, которые не знают падежей, а правила русского языка у них слиплись в голове в какой-то невообразимый ком. Ученики очень немногих школ показывают хороший уровень знаний и это обычно школы или классы с гуманитарным уклоном.

Дело в системе

По словам самих педагогов и экспертов в области образования, проблемы начались с переходом страны на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который ввели с 1 января 2010 г. Сегодня по ним обучаются все классы с первого по шестой, и дело за средним звеном.

Как рассказывают педагоги, сегодня в моде «деятельностный подход» к обучению, при котором ученику не столько дают знания, сколько помогают добывать их самостоятельно. Как пояснила учитель русского языка и литературы Светлана Сосина, «сегодня педагог только подсказывает, как найти знания, а выводы ребёнок должен сделать сам. Более того, образование ни в коем случае не должно отрываться от реальной жизни, а знания должны применяться на практике. Так, в современной школе дети на уроках по математике внимательно учат тему про проценты, чтобы правильно высчитывать скидки в магазинах. На уроках русского языка дети с интересом изучают новые слова. Но по факту очень сложно впихнуть всю школьную программу в рамки «это мне пригодится в жизни». Если раньше рабочий завода мог отлично рассуждать о классической литературе, то теперь детей не учат мыслить широко. Получается, что к 11-му классу мы получаем не образованную личность, а «многоразвитую», приспособленную к современному миру».

У новых стандартов образования находятся как сторонники, так и противники. Однако пока главный показатель успешности программы - результаты экзаменов - оставляет желать лучшего. Результаты ЕГЭ прошлого года оказались настолько невысоки, что учебный год 2014-2015 начался с изменения стандартов единого экзамена по русскому языку и математике. В частности, экзамен по математике был разделён на два уровня - базовый и профильный. А экзамен по русскому языку дополнен экзаменационным сочинением по литературе, которое выпускники будут писать уже в декабре.
Как прокомментировала Татьяна Пешехонова, «при сегодняшней системе среднестатистический троечник сочинение по литературе не напишет. Нет базы. За счёт литературы учителя долгие годы восполняли недостаток часов по русскому языку. Что же касается экзамена по русскому языку, который сдают летом, то его значительно упростили. Убрали материал по грамматике сложного предложения, который обычно вызывал трудности. Видимо, это связано с низкими результатами ЕГЭ по русскому языку прошлого года. Но всё идёт к тому, что это вовсе перестаёт быть экзаменом, проверяющим знания сдающего».

Зарплата сдельная

Новые стандарты изменили и систему оплаты труда педагога. Если раньше зарплата учителя складывалась из количества часов и числа учеников в каждом классе, то теперь достаток напрямую зависит от активности педагога - от показателей успеваемости его учеников, от их побед на конференциях и олимпиадах, от экскурсий, на которые он водит классы. За все эти трудовые свершения в большинстве самарских школ учителя получают баллы, по которым им выделяется прибавка к зарплате из стимулирующего фонда. Кстати, многие директора используют этот фонд для того, чтобы удержать в своей школе сильный педагогический состав, ведь зарплата педагога по-прежнему невелика. Правда, чтобы заработать прибавку к зарплате, учителю приходится немало потрудиться - подготовить, например, ребёнка к олимпиаде далеко не просто. В результате педагог, трудящийся на совесть, рискует заработать «синдром эмоционального сгорания» - одно из самых частых заболеваний учителей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах