Примерное время чтения: 8 минут
791

Крестоносцы против русских витязей. Под Самарой прошел фестиваль «Ратное дело»

Фото: АИФ

Организаторы и участники фестиваля предоставили возможность всем желающим погрузиться в воинственный и героический ХIII век, когда русским воинам пришлось стоять насмерть, защищая свою страну от посягательств западноевропейских рыцарей и воинов Золотой Орды.

Автор фото: Елена Манихина

Исторически в этот период на северо-западных рубежах Руси появился новый опасный противник — в 1240 году шведы, а затем в 1240—1242 году немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской земле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития в условиях натиска как с Востока, так и с Запада. Борьбу за независимость Новгородской земли возглавил молодой князь Александр Ярославич. В основе его тактики лежала борьба против католического Запада и уступка Востоку (Золотой Орде). В результате высадившиеся в июле 1240 г. в устье Невы шведские войска были разбиты дружиной новгородского князя, получившего за эту победу почетное прозвище «Невский».

Автор фото: Елена Манихина

К 10.00 у подъезда к поляне, на которой должно было развернуться главное сражение эпохи, было не протолкнуться — огромное количество машин и автобусов, доставили в этот день к месту событий участников и зрителей фестиваля. У самого входа на фестиваль к этому времени начала работу ярмарка. Здесь расположились торговцы деревянных, берестяных войлочных и глиняных изделий, являющихся незаменимыми атрибутами ХIII века. Если пройти дальше, то у официальной эмблемы фестиваля можно встретить разговорчивого организатора бесплатных экскурсий, собирающих группы людей, желающих посетить военный лагерь Востока и Запада.

Автор фото: Елена Манихина

Проходим дальше - перед нашим взором предстает огромная поляна, где уже установлены знамена противников. Именно здесь и пройдет основное сражение. В верхней части поляна виднеются шатры, палатки и монгольские юрты — это раскинут лагерь Востока, представленный русскими витязями и монгольскими войнами. Под тенью шатров отдыхают рыцари, русские красавицы подносят им кувшины с водой, а рядом на солнце блестят доспехи воинов, мечи, копья и щиты, подготовленные к сражению. У входа в лагерь стоит воин с копьем, который пропускает внутрь только представителей прессы или участников экскурсий. Тут же стоит молодой человек, облаченный средневековые доспехи, и рассказывает посетителям об особенностях военного обмундирования на Руси в тот период.

Автор фото: Елена Манихина

 

«Сапоги — это обувь статусная, - рассказывает молодой человек-русский воин про свой наряд, - Все войны в XIII веке на Руси носили такие. Кто-то более дорогие, а кто-то менее..»

«А лапти?», - спрашивает кто-то из собравшихся вокруг.

«Нет. Лапти на Руси носили только самые бедные, крестьяне. Они плохо сохранялись, да и вещественных доказательств про лапти до нас дошло не много, - отвечает молодой человек, развалившийся на солнце около входа в шатер, - а войны носили кожаные сапоги, вот такие», - показывает он свои сапоги.

Автор фото: Елена Манихина

В конце лагеря Востока раскинуты юрты ордынцев. Заходим в нее - на удивление, вроде бы небольшая юрта может вместить десятки человек. Внутри сидит хозяин — монгольский воин с женой. Он рассказывает об особенностях военного дела, традициях и укладе жизни кочевого народа. Желающих соприкоснуться с историей того времени много, поэтому через несколько минут выходим из жилища, да это и кстати, там душно, как в бане.

Автор фото: Елена Манихина

Далее по плану — посещение лагеря рыцарей Запада, который раскинут недалеко от восточного, на возвышении. Здесь царит атмосфера средневековой жизнь — тут прошел рыцарь в кольчуге, там католический священник читает молитвы, а женщины-горожанки занимаются приготовлением пищи. Разница в обычаях, традициях и самих доспехах значительно отличаются от того, что мы видели до этого. Может быть, это связано и с тем, что крестоносцев представляют польские и украинские любители истории.

«Молодой человек, можно вас на минутку? Расскажите нам про свои доспехи», - обращается экскурсовод к рыцарю-крестоносцу из лагеря Запада.

«Это кольчуга, это шлем и меч, а это я»,- шутит уставший после длительного турнира на жаре рыцарь, - такие щиты предназначались для езды на лошадях. Они прикрывают тело война по колено с учетом сидячего положения всадника».

В голосе молодого человека слышится легкий прибалтийский акцент.

«А шлем является реальной реконструкцией найденного археологами шлема, относящегося к XIII веку. Здесь вот есть наносник. Ну, вроде бы все. Извините, я плохо говорю по-русски. Я из Польши», - извиняется с улыбкой рыцарь, хотя русский у него вовсе не плохой.

Автор фото: Елена Манихина

Проходим дальше в лагерь. Нам встречается девушка в зеленом платье.

«Я - горожанка средней руки, замужняя, поэтому вы видите у меня волосы должны быть убраны и прикрыты, - показывает она на головной убор в виде платка. - И шея должна быть тоже обязательно закрыта».

«Вот это сапоги грубой работы, - показывает девушка свою обувь, чем-то похожую на сапоги русских рыцарей, которые мы видели раньше, - их мог сделать, например, мой муж».

«А расскажите нам про наряды мужчин. Что это у них за головные уборы?», - спросила одна из присутствующих женщин, указывая на сидящих вблизи воинов, на головах которых были причудливые чепчики с длинными шнурками.

«Это национальный головной убор. Он защищает от жаркого солнца и не дает путаться волосам».

Автор фото: Елена Манихина

Меду тем, уже начинается официальное представление участников перед главным боем. Победители импровизированного боя получат право поднять официальный флаг фестиваля. В костюмированном действии задействованы около сотни участников военно-исторических клубов России, Польши и Украины. Диктор по микрофону представляет участников, организаторов и спонсоров фестиваля.

Автор фото: Елена Манихина

После этого начинается то, ради чего многие и пришли сюда в воскресный жаркий день. Это импровизированный бой меду Западом и Востоком, победитель которого определится в этот день, несмотря на то, что это может нарушить историческую справедливость. Противники расходятся по сторонам. Полководцы настраивают своих воинов к бою, поднимая их боевой дух. Теперь, как и положено, военачальники сторон должны поприветствовать друг друга и сразиться, после чего наступит сам бой между войсками. В показательном бою побеждает полководец русских, это должно вселить смелость в воинов и помочь им победить в битве.

Автор фото: Елена Манихина

Но вот бой начинается — противники с криками бегут на встречу друг с другом и сталкиваются в битве. Слышится звон оружия, скрежет мечей, глухие удары о щиты, кто-то из воинов падает. Впечатление о этого действия жутковатое, когда понимаешь, что несколько столетий назад вот также наши предки сражались с войсками захватчиков, но все это было по-настоящему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах