Примерное время чтения: 7 минут
158

Мы теряем колёса истории

За чаем о войне

- Александр Александрович, кто-то из ваших поклонников подсчитал, что в Самаре вы провели в общей сложности несколько месяцев. Оказывается, столько времени вы не жили ни в одной стране, кроме Франции, конечно. Чем обязаны?

- Впервые я побывал в Самаре ещё в 1994 году. Я давно мечтал приехать в этот город и был полон впечатлениями уже от первого двухдневного пребывания здесь. Посетил квартиру, где когда-то жила семья моего деда. Год назад, перед вернисажем выставки, посвященной столетнему юбилею моего отца, художника Александра Павловича, я снова побывал в доме, где родился мой отец, впервые войдя не с чёрного хода, а через парадный подъезд, который всегда был заколочен или заперт на ключ. Я впервые поднялся по сохранившейся лестнице и дошёл до двери нашей квартиры на втором этаже. Она по-прежнему заколочена. В ней семь комнат, в которых абсолютный коммунальный разгром. Но благодаря тому, что в квартире не было евроремонта, в ней сохранились старые двери и окна, исторический паркет, ванна на львиных лапах, а в коридоре стоял… старинный сундук. И я его тогда унёс…

Традиции приезжать в ваш город в октябре не изменил даже в 2001 году, когда в Нью-Йорке рушились небоскрёбы, а я летел в Самару. Вот и эта осень для меня будет наполнена событиями, место которых - в вашем городе.

- Публика, как всегда, уже в ожидании чего-то необычного, яркого, незабываемого. Будут сюрпризы?

- Вот уже двенадцатый раз пройдёт в Самаре фестиваль моды «Поволжские сезоны». В этом году он посвящён юбилею войны 1812 года. Мы пока не знаем, что будут представлять молодые ребята-дизайнеры. Надеемся порадовать публику. В этом году в фестивале примут участие те, кто ранее уже участвовал в этом празднике моды. Например, когда-то гран-при получил Кирилл ГАСИЛИН, которого я запомнил испуганным ребёнком. А теперь он стал известным дизайнером, представляющим свои костюмы на европейских неделях моды. Выпускает свои коллекции большим тиражом, а годовой товарооборот его марки составляет около миллиона евро. Мы его пригласили в жюри. Думаю, и другие молодые ребята - призёры фестиваля, также имеющие свои марки, с удовольствием выступят и как судьи, и как спонсоры этого действа.

- В самарском художественном музее с лета работает выставка «Время славы и восторга!», посвящённая войне 1812 года. Среди экспонатов есть и предметы из вашей домашней коллекции. Что для вас лично значит эта эпоха?

- Мой предок Василий Яковлевич Чичагов был адмиралом и морским министром Александра I. Именно он командовал операцией на реке Березине. Сражение это было ужасным для французов - под воду ушло 200 тысяч солдат. До сих пор во Франции сохранилась поговорка «а ля березина», что означает «очень, очень плохо, дальше некуда». Но он упустил Наполеона, за что попал в немилость императора Александра I. И в 1816 году Чичагов с дочерью уехал во Францию. Под Парижем сохранился его особняк. Я навещаю порой моих дальних родственниц, они меня принимают за чаем, и мы вместе вспоминаем войну 1812 года… (смеётся).

Дягилевский сезон в Самаре

- Вы собирались в нашем театре оперы и балета восстановить сценографию и костюмы к балету «Павильон Армиды» по эскизам Бенуа. Как продвигается работа?

- Дай бог, с задачей справимся. Я уже был в мастерских и видел часть работы. Хотя были большие проблемы с тканями. Увы, их непросто подобрать: сейчас живём в мире синтетики, и это не помогает. Накладываем ткани в несколько слоёв, подписываем рисунок, чтобы максимально избежать ненужного блеска. Такое тщательное восстановление прекрасных художественных произведений прошлого - это и наш вклад в развитие искусства. Реконструкции балетов сейчас модны в США, Франции, Англии. Восстанавливается наследие самого Дягилева.

- Говорят что балетным артистам будет сложно выступать в костюмах «под старину»…

- Современные танцовщицы будут танцевать старинную хореографию, которая была создана под эти костюмы. Почему Нижинскому, Павловой, этим «богам балета» было удобно, а танцорам «котёнкиным» или «пупсиковым» нет? Мы хотим подтянуть наших артистов до вершин, а не опускаться до их уровня. Мы должны сделать труппу яркой, выигрышной, интересной.

Перья и стразы не окупаются

- Некоторые злословят, что на этот спектакль будет потрачен весь бюджет театра оперы и балета. И всё равно он не окупится. Нужны ли такие дорогие постановки Самаре?

- Никогда и нигде в мире не окупаются такие спектакли, если они, конечно, не идут каждый вечер. Постановки парижского «Мулен Ружа» окупаются за десять лет, но спектакли там идут два раза за вечер каждый день. Через десять лет труппу выгоняют, набирают новых. Но они за эти десять лет отработали костюмы, декорации, перья (а на перья идёт самый большой бюджет), стразы, зарплаты. Но в последние годы и французы стали экономить - меньше стало перьев на сцене (смеётся). Самара - большой город, но он туристически не проходной в отличие от того же Парижа, куда люди едут в том числе и посетить театр, чтобы сказать: «Я был с женой в «Гранд-Опера».

Это грандиозное событие в жизни французской семьи - побывать в самом здании, где потолки, кстати, расписывал Марк Шагал. Нам же ещё много надо работать с российской публикой, чтобы не поход в ночной клуб или «на Филиппа Киркорова» был событием, а посещение Самарского театра оперы и балета! Мы, конечно, идём большими темпами в развитии нашей страны. Но постоянно теряем «колёса истории». Настолько отношение к истории становится поверхностным, что мы в большинстве своём не знаем, где наши деды похоронены, не знаем, откуда мы родом, кто мы такие. Редкий человек может что-то про прадедушку рассказать. И если мы на сцене театра можем создать эту иллюзию сопричастности к истории, считаю, что мы большое дело делаем.

- Вот уже пятнадцать лет почти полторы тысячи экспонатов вашей семейной коллекции лежат в фондах самарского художественного музея. Вас не беспокоит судьба ваших даров?

- Фонд в хорошем состоянии. Кроме того, часть коллекции выставлялась, и лет через пять в доме на Венцека, где планируется создать музей моего отца Александра Васильева, будет создана постоянная экспозиция. К тому же, передавая коллекцию, я прекрасно понимал, на что иду - на сотрудничество с музеем России. А это страна, где долго запрягают, но потом быстро скачут. Поскачем потом…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах