aif.ru counter
132

Дело жизни авиатора Смирнова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Самара 21/12/2011

Самолётами Евгений грезил с детства. Сейчас он сам — отец семейства, но в нём жив мальчишеский азарт. Мечтает на своём самодельном фанерном самолётике пролететь над головами беспечных парижан. Кто знает, может, и пролетит. Он — упорный.

Игрушка для богатых?

- Евгений Викторович, в последнее  время стало страшно летать, самолёты падают то там, то здесь. Наша авиация, что большая, что малая, себя дискредитировала, вы согласны?

- Самолёты падают, потому что мало летают. А вообще загон авиации начинается с отсутствия авиамодельных кружков, с того, что общая авиационная культура уходит. У нас всё это было: кружки технического творчества, авиационные вузы, аэроклубы. На Западе тогда нам сильно завидовали. А потом  всё это обрезали, как ненужное государству. Перестали лётные училища достойно финансировать.  Производство отечественных самолётов остановлено. И пошла общая деградация.

- Теперь говорят с высоких трибун: надо отрасль срочно возрождать. А как возрождать?

- Сначала надо вернуть общий настрой, что авиация — престижно, прибыльно, почётно.

А сейчас всё делается для того, чтобы могли летать только богатые. Но авиация — это не удел богатых, а удел энтузиастов. И не важно, у тебя много денег или просто голова и руки.

Ну, боятся начальники, что над их особняками какой-то Вася может пролететь. Им, должно быть, обидно, что простой работяга в аэроклубе может построить себе дельталёт — ведь человек с руками может его сделать очень дёшево. Наверное, поэтому у нас получить разрешение на полёты и продлевать его каждый год иногда дороже, чем построить летательный аппарат.

- И сколько это стоит?

- Наш По-2 мы зарегистрировали в 2010 году, обошлось это примерно в 150 тыс. рублей. А сертификат летной годности, аналог техосмотра, дают только на один год, потом процедуру надо повторять.

- Разве структуры МЧС, пожарные, скорая помощь не нуждаются в малой авиации как в нормальном виде транспорта?

- В прошлом году, когда были лесные пожары, я летал на лесопатрулирование в Вологодскую область. Просто помог. Не за деньги... Чтобы осуществлять такое патрулирование, у нас в области достаточно пилотов-любителей. Это дёшево и просто. Но для выполнения этих авиационных работ нужен сертификат. А чтобы его получить... Проще заняться чем-то другим.

- Выходит, мы не можем пускать в дело то, что имеем, и малой авиации у нас предназначена роль игрушки?

- В этом и парадокс. Ну, ладно, развалили парк сельхозавиации. Но есть же у нас дельталёты, которые могут опрыскивать мелкие фермерские клочки. Есть пилоты. Технологии испытаны, отработаны. Крестьяне только «ура» кричат: получается дёшево, экономично. Казалось бы, пойдите навстречу людям. Выдайте разрешение. Но кто ж позволит... Какому-то энтузиасту, который сам построил самолет и сам на нём летает, как же можно разрешить значительно дешевле делать то, на что государство привыкло тратить огромные деньги?! Никак нельзя.

«Рус фанер»

- Как пришла идея построить По-2 и почему именно этот самолёт?

- А началось все с лабораторной работы в авиационном институте, там была коллекция авиационных двигателей. И был поршневой мотор, из которого собирались сделать препарированный экспонат для демонстрации конструкции студентам. Но как можно такого красавца резать! Я и предложил: привезу вам аналогичный поршневой мотор от Як-12, мне его друзья подарили, его и режьте, как хотите. А этот отдайте. Вот и поменялись.

Но мотор М-11 старинный, тяжёлый, низкооборотный. Никакой современной самоделки с ним не построишь. И я подумал: надо сделать что-то историческое, например, По-2. А потом как-то все пошло одно к одному, я познакомился с Анатолием Шляхно. Он руководил тогда авиационно-техническим клубом «Горыныч». Мы начали работать в одной фирме. Случайно стала попадаться нужная документация, чертежи, необходимое «железо»... Из Саратова знакомый прислал детали управления, в авиационном институте нашел какие-то приборы. Досталась авиационная фанера из старых запасов, ее, кстати, сейчас не выпускают у нас в стране, возят из Финляндии. У Анатолия тогда был теплый бокс... Лет шесть  строили по вечерам, после работы. Друзья над нами посмеивались. Настало время запуска мотора, мы его назначили на 1 апреля 2008 года. И меня все подкалывали: день смеха вовремя наступит? Но — запустили!  А 30 апреля 2009 года самолёт подняли в воздух.

- И каково было впечатление от первого полёта?

- На По-2 летишь, как на машине времени. Всё исчезло, и ты перенесся в другую эпоху, летишь на старинном самолете над полями, над домами. Я считаю, каждый авиатор должен на По-2 обязательно полетать.

- Почему?

- Мой друг, лётчик, когда приземлился, сказал: «Да, вот это полет, а у нас на «Боинге» кабинетная работа»... И одновременно с этим - ощущение уверенности и надёжности этого самолёта. Не зря Поликарпов считал его одним из главных своих достижений.

К тому же По-2 стал боевым самолетом, и немцы называли его раздражительно-уважительно: «Кофемолка», «Рус фанер», «Швейная машинка», «Ночной фельдфебель». Много неприятностей он им доставил.

- А как случилось, что вы приняли участие в Параде Памяти?

- Ну, как же на параде без авиации? Единственное, нужно было немного доработать двигатель к зимним полётам, чтобы не переохлаждался. Но это мы быстро сделали. Причем из бюджета не получили ни копейки, всё на деньги фонда «Патриоты Поволжья».

И немного о самоуважении

- Не обидно, что профессия авиационного инженера сейчас не так востребована, как должна бы?

-  Мне обидно, когда уникальное оборудование, технологии уничтожаются. На нашем авиационном заводе, чтобы освободить площадь в хорошем помещении, отличные станки выставили под открытое небо и превратили в металлолом... Все-таки производством должны руководить технари, у которых железки прошли через руки... Или у нас в авиационном университете в позапрошлом году уничтожили самолёты, которые стояли там на стоянке с 70-х годов. Уникальные реактивные старые самолеты! Просто они обветшали и требовали ремонта. А ректору показалось -  позорно выглядят, велел порезать. И порезали. Когда все были на каникулах и в отпусках. Потом у знакомого спрашиваю: «Как же вы это допустили?» А он отвечает, глядя в сторону: «Зато мы классы отремонтировали». Ну и кого в этих классах будут готовить?

Я был в Америке, в Ошкоше, там каждый год происходит событие мирового масштаба — в течение недели собираются около десяти тысяч летательных аппаратов, самоделки, частные самолёты, реактивные, старые боевые...  Так вот там стоит американский бомбардировщик Б-17, который бомбил Германию во Вторую мировую войну. До сих пор летающий. Их там много. На них катают людей. Я стою, смотрю. Подходит дед с внуком или правнуком и говорит: «Вот на этом самолете я победил Германию. Я летал на нем штурманом». И тот отвечает: «Действительно, какая у нас великая страна, мы победили фашизм».

А Ил-2, который у нас тоже летал в ноябре над Самарской площадью, уже на пути в США.

- Почему?

- Потому что это американский самолёт. Он построен на деньги Пола Аллена, соучредителя «Майкрософта».

- Послушайте, но вот дурацкий вопрос: зачем вам всё это надо? Хлеб, мягко говоря, не лёгкий, ни особого статуса, ни сверхприбылей.

-Жизнь не настолько длинная, чтобы заниматься чем-то неинтересным. Хочется заниматься делом, которое нравится, и за которое себя уважаешь.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах