Примерное время чтения: 5 минут
145

100 лет исполнилось высшему образованию в Самарской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Самара 19/10/2011

Конференция прошла в два этапа. Торжественное открытие с выступлением представителей Министерства образования и науки Самарской области и руководителей вузов состоялось в Самарской областной универсальной научной библиотеке. В своем приветствии участникам конференции ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь ВЕРШИНИН сказал, что с открытием в октябре 1911 года Самарского учительского института в губернии началась эпоха распространения грамотности и просвещения. «Современное образование, – подчеркнул ректор, – характеризуется тем, что мы открыты не только друг другу, но и всему миру».

Экономика знаний

Требование времени – это создание экономики, основанной на знаниях, поэтому сегодня меняется отношение к высшей школе и интеллекту. Отмечая эту тенденцию, ректор Самарского государственного медицинского университета академик РАМН Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ сказал, что молодежь должна иметь возможность получать качественное образование в любом регионе России, потому что без образования не может быть модернизации страны. Потенциал развития любой территории – человеческий капитал, который формируют, прежде всего, вузы с многолетней историей, сильными школами и традициями. В Самаре создано мощное межвузовское сообщество, но праздник – это повод акцентировать внимание не только на перспективах, но и на текущих проблемах. Заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир КЛАССЕН отметил, что необходимо менять подход к рынку высшего образования, и для этого нужна политическая воля. «До сих пор в стране работают виртуальные вузы с низкими критериями качества. По сути это не только скрытая продажа дипломов, но и выпуск специалистов, не способных работать в необходимых государству отраслях. Но сегодня ситуация меняется, и наши инициативы по модернизации образования получают отклик в федеральных структурах власти», – отметил Классен.

Подтверждать высокий рейтинг

Программу заседания секции «История и современность высшего медицинского образования Самарской области» открыл проректор по научной и инновационной работе СамГМУ профессор Николай КРЮКОВ. «Медицина является одним из приоритетных направлений, которому уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Научно–педагогические школы, выросшие в стенах университета, известны в мире, поэтому СамГМУ находится в тройке лучших медицинских вузов России, – подчеркнул Крюков. – Для того чтобы подтверждать этот высокий рейтинг, мы должны развивать учебно-методическую работу, разрабатывать и внедрять современные образовательные технологии». Проректор по учебно-методической работе и связям с общественностью профессор Татьяна ФЕДОРИНА рассказала об особенностях преподавания фундаментальных дисциплин в истории и современности. Она отметила, что педагогические принципы во все времена имели одинаковые подходы. «Такие качества, как новаторское отношение к лекционному процессу, тесная связь с практикой, энциклопедическая образованность и постоянное самообразование – актуальны и на сегодняшний день». Профессиональное взаимодействие медицинских служб является одним из основных критериев качественной медицинской помощи, поэтому важным является интеграция преподавания по горизонтали и вертикали. «Совершенно необходимо взаимное посещение занятий как на своей, так и на смежных кафедрах с последующим разбором их на совместных заседаниях кафедр, – подчеркнула Федорина. – Также важна интеграция с теоретическими и клиническими дисциплинами на новом научном уровне с использованием компьютерных технологий».

Врачебное мышление

Доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением Людмила БРЫЛЯКОВА рассказала об истории становления высшего медицинского образования в Самаре. Заведующий кафедрой факультетской терапии доцент Михаил КАЧКОВСКИЙ выступил с докладом по теме: «Современные технологии обучения студентов терапевтическим дисциплинам». Он отметил, что, кроме умения обучающегося опознать и пересказать учебную информацию, необходимо прививать студентам умение применить полученные знания в практической деятельности и использовать их в решении новых задач. Моделированию врачебного мышления было посвящено выступление заведующей кафедрой акушерства и гинекологии № 2 СамГМУ профессора Людмилы ЦЕЛКОВИЧ.

Специалисты Самарского медицинского института «РЕАВИЗ» рассказали об инновационных технологиях преподавания, системе автоматизированного составления учебного расписания вуза. Кроме профессиональных знаний, врачу нужно уметь пользоваться словом и обладать поведенческой гибкостью в нестандартных ситуациях. Болезнь меняет психическое состояние человека, поэтому важно отстаивать свою точку зрения в сложных случаях, но не выходить за пределы своей компетенции, правильно строить речевое взаимодействие с коллегами, пациентами и их родственниками. О деловой коммуникации в сфере здравоохранения и роли риторического знания в деятельности врача рассказала ассистент кафедры хирургических болезней №2 СамГМУ Ольга МЕЛЕНТЬЕВА. Современные образовательные технологии предполагают подачу структурированной информации. Это значительно облегчает усвоение больших объёмов информации. В данном случае для медиков полезен опыт технических университетов. В лаборатории электронных методических пособий СамГМУ под руководством заведующего кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики доцента Александра КРАСНОВА проводится работа по проектированию электронных учебных пособий. Доклад на актуальную тему «Методические аспекты перехода на ГОСТ единой системы программной документации для унифицированного представления алгоритмов при обучении студентов в СамГМУ» представил студент 6-го курса лечебного факультета Илья ЧАЙНИКОВ.

«Использование стандартных и общеизвестных фигур позволяет, с одной стороны, преподавателям - унифицировать изложение учебного материала, а с другой – нам, студентам, – свободно читать и однозначно воспринимать предлагаемую информацию, – отметил докладчик. – Переход на единый язык условно-графических отображений при подготовке алгоритмов является назревшей необходимостью в медицинском образовании». За время работы конференции её участники познакомились с историей и современными тенденциями развития высшей медицинской школы, обменялись мнениями и опытом по актуальным проблемам образования

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах