Примерное время чтения: 11 минут
145

Чем гордится Виктор Четверов? История родоначальника трудовой династии

Виктор Иванович Четверов
Виктор Иванович Четверов Из семейного архива

«Мой дед – легенда», - с гордостью может сказать внук Виктора Ивановича Четверова. Колоссальный срок, почти 40 лет, отработал Виктор Иванович на нефтепроводе «Дружба». Внес существенный вклад в развитие компании и в особенности в процветание родной станции «Лопатино» в Самарской области. Акроме того, стал родоначальником целой трудовой династии, которую сегодня продолжает внук Олег – нефтепроводчик уже в третьем поколении.

На месяцы вперед

- Мне повезло проработать с Виктором Ивановичем почти 15 лет. Для нас, коллег, он был и остается настоящим авторитетом. К нему прислушивались, обращались в сложных производственных ситуациях, учитывая и уважая его знания и опыт, - рассказывает начальник ЛПДС «Лопатино» Виктор Алямкин. – Поражали высокий уровень ответственности Виктора Ивановича и его осведомленность в отношении всего, что касалось производства. Если молодые сотрудникииз-за большой занятости могли что-то упустить из виду или забыть, то Четверов всегда помнил, какие производственные события ожидаются на станции, и был к ним готов. Рабочий график у него был четко распланирован на недели, а порой и на месяцы вперед!

Виктор Четверов в пос. Лопатино
Виктор Четверов в пос. Лопатино Фото: Из семейного архива

Виктору Четверову всегда доверяли самые ответственные и технически сложные участки работы: он был и руководителем товарно-транспортного отдела, и начальником резервуарного парка, и заместителем начальника станции по технической части – главным инженером. А начинал с самых азов – механиком и затем инженером-механиком.

Виктор Ивановичи его супруга Елена Ивановна, так же посвятившая предприятию большую часть трудового пути - свыше 20 лет, оказались своего рода первопроходцами. Они стояли у истоков внедрения систем измерений количества и показателей качества нефти (которые коротко называют СИКН) при транспортировке нефти на экспорт. Интересным фактом в трудовой биографии супругов Четверовых стала длительная заграничная командировка в Польшу.

Особенности заграничной командировки

Как представители советской стороны нефтепровода, Виктор и Елена были отправлены на работу на приемо-сдаточный пункт, служивший «кордоном» для поставок нефти в европейские страны. Виктор Иванович занял ведущую инженерную должность, а его супруга стала техником по учету нефти – одна из главных специальностей на любом приемо-сдаточном пункте. Специалистам требовалось отладить производственный процесс работы нового узла СИКН. Тогда подобные комплексы только начинали «зарождаться», поэтому все было в новинку, многое приходилось делать по наитию, основываясь на инженерном чутье.

На строительстве резервуара
На строительстве резервуара Фото: Из семейного архива

«Комплекс СИКН обеспечивал совершенно новый подход к работе, - рассказывает Виктор Иванович Четверов. –До его появления использовали принципиально другую – резервную схему учета нефти. Количество отгружаемой нефти измеряли буквально с рулеткой в руках!  Процесс был весьма непростой и специфический». Представители от российской и польской стороны по лестнице поднимались на верх резервуара – на высоту 18 метров – и специальным прибором вручную определяли количество нефти в нем. Только после этого составлялись акты и подписывались документы по коммерческому приему сырья.

Выполнять замеры приходилось регулярно, в любую погоду, в том числе и зимой, когда лестница покрывалась льдом. К тому же большинство операторов были женщины… С появлением СИКНов все учеты по количеству и показателям качества нефти стали проводится автоматически. «То-то же был праздник! – вспоминает Виктор Иванович. – Нам, конечно приходилосьотлаживать работу нового оборудования, чтобыне техника не давала сбоев. Но даже при всех дополнительных настройках разница между ручным и автоматизированным трудом оказалась огромной».

Насоветских сотрудниках, командированных в польский приемо-сдаточный пункт, в том числе и на супругах Четверовых, лежала большая ответственность – не упасть в грязь лицом перед иностранными коллегами, ведь они обеспечивали и контролировали бесперебойность поставок «черного золота» в партнерские государства. Больше двух с половиной летВиктор Иванович и Елена Ивановна отработали в Польше, и на отлично справились с поставленной предприятием важной задачей.

По щелчку мыши

Виктор Иванович стал свидетелеми участником целого рядазначимых перемен, произошедших на нефтепроводе. Застал запуск магистрального трубопровода «Дружба-2», призванного увеличить объемы транспортировки нефти. При нем на «Лопатино»провели массовую телемеханизацию задвижек. Изначально электрифицированные задвижки стояли только на самых основных участках – магистральных и подпорных насосах и кое-где на линейной части. Их было не больше 10 – 15 штук. Остальные же задвижки – огромные и очень тяжелые – приходилось вращать вручную. При выполнении технологических операций специалисты буквально крутили их руками.

Фото: Из семейного архива

От ручного труда уходили целенаправленно и планомерно: постепенно электрифицировали задвижки на резервуарном парке, комплексе СИКН и других технологических узлах станции. Сейчас все задвижки на станции (более 200) легко открывают и закрывают одним щелчком компьютерной мыши с рабочего места оператора. Это позволяет без лишних трудозатрат менять режимы перекачки нефти, «отсекать» необходимые участки трубопровода для проведения плановых ремонтных работ и выполнять другие производственные операции.

Дорогу ВИПам!

«Самым значимым событием на моем трудовом «веку» стало масштабное техническое перевооружение станции, коснувшееся практически всех аспектов производства. Модернизация оказалась настолько массовая и всеобъемлющая, что постепенно охватила самые разные направления работы», - не скрывает воодушевления Виктор Иванович. Преобразования происходили как на площадочных объектах станции, так и на линейной части нефтепровода.

Устанавливались новые камеры пуска-приема средств очистки и диагностики, которые позволили вывести диагностику трубопровода на качественно новый уровень. Запускаемые через камеры внутритрубные инспекционные приборы, так называемые ВИПы, двигаясь по трубопроводу, дают комплексную оценку его состояния: выявляют все дефекты, трещины, истончения металла. А специальные скребки проводят комплексную очистку трубопровода от отложений для его бесперебойной работы.

Новый вид – новое качество

Совершенно иной вид начал приобретать резервуарный парк. «Во время моей работы практически все резервуары были старого образца – железобетонные, углубленные в землю. Многие из них сохранились еще с момента открытия станции, простояли по 30 лет», – говорит Виктор Четверов. Несмотря на отменное качество бетона специальной марки, крыши железобетонных резервуаров (ЖБР) со временем начинали трескаться и крошитьсяпод воздействием агрессивной среды – газа и влажности.

Сначала на станции приняли временное решение: бетонные плиты с крыш ЖБР убирали, а на их место ставили более современные плавающие крыши. Они позволяли избегать избыточного давления и, соответственно, опасной загазованности. А после и вовсе перешли к строительству качественно нового вида резервуаров – вертикальных стальных. К выходу Виктора Ивановича на пенсию в 2012 году на «Лопатино» активно велась первая очередь перевооружения резервуарного парка, и появлялись первые вертикальные стальные резервуары – совершенно новые по конструкции и куда более современные, чем ЖБР.

На резервуарах стали устанавливать новые газоуравнительные системы – ГУС, которые профессионалы иногда шуточно называют «ГУСеницы». Они уравнивают избыточное давление в резервуарах и снижают потери углеводородов в процессе хранения. Но, в первую очередь, системы монтировали не для экономической выгоды, адля недопущения загазованности – сохранения экологии и промышленной безопасности сотрудников.

- Когда я только устроился на станцию, был удивлен одним фактом, - делится запоминающимся моментом из трудовой биографии собеседник. – Неоднократно проходя мимо насосного зала, обращал внимание, что дверь туда открыта, хотя на улице зима и холод. Как-то поинтересовался, в чем причина. Сослуживцы ответили, что периодически загазованность повышается, появляется специфический запах сероводорода, и даже немного кружитсяголова. Вот они и проветривают. Чтобы избежать загазованности и обезопасить сотрудников, был принят целый комплекс мер.

А челябинские не хуже…

Гордость у ветерана вызывает масштабное импортозамещение, которое достигло в «Транснефть – Дружбе» небывалых высот. «Особое внимание во время модернизации производства уделялось переходу с импортного оборудования на наше, отечественное, - отмечает Виктор Четвертов. – Когда я начинал работать практически все было привозное, от крошечной гайки до огромной задвижки диаметром больше метра. Насосы, задвижки, трубы везли из-за границы: Италии, Чехии, Германии, Англии, Австрии. Иногда обида брала, что своего практически не выпускали. Зато потом постепенно трубы начали делать в Челябинске, задвижки – в Пензе, появились отечественные насосы, электродвигатели, узлы учета нефти, электроника… И, я вам скажу, отечественныеприборы и запчасти ничуть не уступают иностранным. Не хуже в эксплуатации, надежные, да ещеи выполненыс учетом наших погодных условий. Русский человек если уж за что возьмется, то сделает на совесть».

Собеседник рассказывает еще один показательный случай. В середине 90-х в составе группы нефтепроводчиков по обмену опытом он отправился в США. В профильном университете и на нефтеперекачивающей станции в Хьюстоне советских гостей провели по производственным площадкам и продемонстрировали работу со всех сторон. Больше всего Виктора Четверова поразило, насколько все было автоматизировано. При схожем объеме транспортировки нефти работу зарубежной станции обеспечивало всего 30 человек, в то время, как на «Лопатино» - больше 200! «Тогда из-за кризиса мы сильно отставали, и многое из внедренного в Америке казалось чуть ли не фантастикой. Но спустя каких-то пять лет, в начале двухтысячных, у нас произошел настоящий рывок, и, по-моему, мы зарубежных коллег не только догнали, но и обогнали»,- делится мнением Виктор Иванович.

Перенял «эстафету»

По стопам Виктора Ивановича и его супруги пошел и их сын Александр. Свыше 15 лет он проработал на ЛПДС «Лопатино» водителем, по отзывам коллег, всегда отличался добросовестностью – со всей серьезностью подходил к выполнению трудовых задач. Жена Александра Елена также трудилась на станции. За десятилетний трудовой путь из рядового лаборанта «выросла» до начальника испытательной лаборатории нефти. Пример родителей повлиял и на их сына, внука Виктора Ивановича, Олега. Переняв «эстафету» от старших, именно он сейчас продолжает семейное дело. Любопытно, что, как и в свое время дедушка, Олег работает на узле СИКН, является мастером приемо-сдаточного пункта. Интересен и другой факт: супруга Олега Анна - тоже представитель династии нефтепроводчиков. Как и мать, она работает в компании лаборантом химанализа, а ее отец трудится на нефтяном приемо-сдаточном пункте. Вот так две трудовые династии слились в одну.

Виктор Иванович с супругой
Виктор Иванович с супругой Фото: Из семейного архива

«Династия Четверовых – очень достойная. Тот случай, когда усилия нескольких поколений направлены на развитие общего дела», - дает характеристику коллегам начальник линейной производственно-диспетчерской станции «Лопатино» Виктор Алямкин. Члены трудовой династии застали практически все вехи развития ЛПДС, ведь общий их стаж превышает сто лет!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах