Примерное время чтения: 4 минуты
137

Чайная церемония. Почему самарские купцы выбирали чай из Поднебесной

Культуролог из Самары Александра Шайдрова занимается изучением чайной культуры более 20 лет. В начале Масленичной недели поговорили о сакральных смыслах традиционного русского чаепития.

Какой чай предпочитали самарские купцы и почему к этому напитку в России всегда было особенное отношение?

С чувством, с толком, с расстановкой

Традиционное русское чаепитие во многом схоже с китайской чайной церемонией и связано, прежде всего, с неспешностью и глубоким погружением в процесс.

«Обратите внимание, кофейная культура сейчас развивается и распространяется как культура скоростей - «кофе на ходу», «кофе навынос», «работать в шумной кофейне». С чаем подобная история не зашла. Глубоко в душе, в корнях русского человека чай связан с чем-то душевным, глубоким, неспешным, располагающим к спокойному общению. В дореволюционной России к чаю было уважительное отношение, как к хлебу. Это была важная часть русской жизни, - говорит Александра Шайдрова. - Был свой этикет. К примеру, нельзя во время чаепития ссориться, затрагивать в разговоре спорные темы, касающиеся, к примеру, политики, религии. Чайные инструменты для заваривания должны были находиться в руках одного члена семьи, чаще всего хозяйки дома. Именно она заваривала напиток, разливала его по чашкам и ухаживала за гостями».

Сегодня приглашение на чай предполагает общение по душам. Дело в том, что чай оказывает расслабляющее воздействие и обладает вдохновляющим и тонизирующим действием. В китайской культуре есть такое понятие, как «чайное состояние».

«Если чай правильно заварен, разлит и подан, то возникает состояние взаимной открытости, сложнее сказать неправду, утаить что-то. Поэтому русские купцы, в том числе самарские, за чаем обсуждали важные вопросы и договаривались. Чай хорош тем, что его можно выпить много. С кофе так не получится. Поэтому время разговора ничем не ограничено», - рассказывает культуролог.

Уважительное отношение к чаю нашло своё отражение в языке. Слово «чаевые» означает щедрость и возможность дать человеку достаточно денег, чтобы он смог купить себе чай. Потому что изначально это был напиток для состоятельных людей.

«Фунт чая - 400 граммов, стоил как две коровы. Заветную баночку многие держали дома, чтобы покрасоваться перед гостями. Дворяне предпочитали пить чай в своих гостиных. Для русского дворянства именно чай, а не кофе стал повседневным напитком», - говорит Александра Шайдрова.

Какой чай пили купцы?

Наш город вписан в общую историю чая в России. В XVII веке китайский чай впервые привезли в Кремль. Это был напиток элиты. Изначально чай пили от сонливости, вялости, кручины и плохого настроения. Сухие чайные листья продавались в аптекарских лавках. Со временем ситуация изменилась, но чай долгое время оставался недоступным удовольствием. Постепенно он стал популярен не только у дворян, но и у других сословий. Самарские купцы предпочитали именно китайский чай и знали не менее 10 его сортов.

«Был также распространён чай из Цейлона и Индии. Такой чай пили в основном мещане и простолюдины. А признаком хорошего вкуса и состоятельности считался именно китайский чай, - поясняет Александра Шайдрова. - Параллельно раскрывалась и история чайных купажей. Это смеси с местными травами для придания оттенка, глубины вкуса и аромата напитка - где-то это была лаванда, где-то - душица, чабрец, сушёные ягоды».

Среди поклонников чая был и самарский купец Егоров-Андреев. Он скупал у поставщиков базовые сорта китайского чая и создавал свои авторские купажи. К сожалению, их точные рецепты после революции 1917 года были утрачены.

«Можно предположить, что в чай он добавлял смородиновые и малиновые листья, мяту, специи - корицу, бадьян, душистый перец, цедру лимона и апельсина», - говорит Александра Шайдрова.

Со временем в народе стали популярны различные чайные заведения. Их бум пришёлся на начало ХХ века, когда в России началась антиалкогольная компания. Многие трактиры превратились в чайные.

 «В Самаре от площади Революции до Музея модерна было более 150 чайных заведений. Не только в Самаре, но и в деревнях были чайные заведения. Например, в Царевщине (ныне посёлок Волжский), в Большеглушицком районе», - приводит примеры культуролог.

КСТАТИ
До появления чая традиционными напитками на Руси были так называемые взвары или узвары. Кипятком заливали сушёные, замороженные или свежие ягоды и фрукты и настаивали.

Самовары снова в моде

Сегодня в нашей стране снова растёт интерес к чайным традициям. На этой волне очевидно внимание к традиционному русскому самовару.

«Самовар снова символ домашнего очага и уюта. С ним связано много русских смыслов. С утилитарной точки зрения это очень выгодное приобретение, потому что самовар не перегревает воду. Для правильного чая важно, чтобы температура воды была не выше 80-85 С. В самоваре вода никогда не перекипит, а значит, у заваренного чая сохранится и вкус, и ароматика, и польза. Кроме того, вода, приготовленная в самоваре, особенным образом раскрывает чай», - говорит Александра Шайдрова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах