Примерное время чтения: 8 минут
428

Больше «цифры»? Какие «плюсы» и «минусы» цифровизации многоквартирных домов

В Госдуме обсуждают законопроект об обнулении стоимости доступа для операторов связи в многоквартирные дома. Позиция Минцифры в том, чтобы у жителей был максимальный выбор провайдеров. Однако отказ от взимания платы за возможность предоставлять услуги для компаний в конкретном МКД вызвал возмущение.

Жителям «обнулят» права?

Член регионального штаба ОНФ Алексей Сорокин выступил с критикой законодательной новеллы. Общественник отмечает, что ни разу не сталкивался с тем, чтобы с провайдеров брали деньги за доступ в дом. Зато ежемесячные платежи за использование общедомового имущества, по мнению Алексея Сорокина, - это разумный рыночный механизм.

«Коммерческая организация платит жителям за то, что та для ведения своего бизнеса использует их имущество. Оплата, как правило, минимальная, но зависит от того, какое устройство размещено. Операторы часто выбирают отдельные дома, где ставят транзитное оборудование и делают дом фактически точкой раздачи интернета для всего микрорайона. Конечно, оплата в этом случае будет более весомой. Эти средства пополняют ремонтные фонды домов», - отмечает общественник.

По его мнению, ожидать падения цены услуг провайдеров не приходится, потому что платежи за использование общего имущества незначительны. Зато для домов потеря средств ремонтного фонда будет чувствительна. В целом  речь идёт о десятках миллиардах рублей ежегодно.  По мнению эксперта, новый закон может породить хаос в системе ЖКХ и стать причиной разногласий между УК и провайдерами. Управляющие компании могут начать строить новые барьеры и ухудшать условия нахождения провайдеров в домах.

«Чтобы выбор услуг был больше и дешевле, необходимо чтобы работало антимонопольное законодательство. Если этого не происходит - его надо совершенствовать, а не ломать Жилищный кодекс и обнулять права жителей на их же собственное имущество», - обозначил свою позицию Алексей Сорокин.

Против нововведений и руководитель регионального центра  «ЖКХ-Контроль» Виктор Часовских. По его словам, проект фактически может открыть двери провайдерам в многоквартирные дома, не спрашивая мнения управляющих компаний и жителей.

«Из «минусов» для жильцов то, что любой провайдер фактически войдёт в дом и будет бесплатно пользоваться общедомовым имуществом, подключаться к общим электросетям, на свое усмотрение тянуть провода. У нас есть фотографии таких «работ». А расходы лягут на жильцов? Законопроект ещё обсуждается. В случае его принятия в том виде, в каком он сегодня, собственники  фактически потеряют возможность контролировать и распоряжаться  общим имуществом дома, - говорит общественник, - Из «плюсов» для простых людей - только возможность выбирать компанию с более удобными и доступными условиями связи».

ЯЗЫКОМ ЦИФР
По данным сервиса Дом.МинЖКХ, в областной столице 9 932 многоквартирных дома общей площадью 36 060 374 м2. В Самаре представлены порядка 50 Интернет-провайдеров. Самые крупные из них «Ростелеком» и Билайн.

Есть те, кто убеждён, что открытие дверей МКД для провайдеров - это шаг к регламентированию частной жизни УК с помощью системы «умных домов» и интернета вещей.

«Хотят, как в Европе жить по заветам глобалистов? Спускать воду в унитазе не более двух раз в день и пользоваться душем пару раз в неделю? - возмущается жительница Самары Светлана Михайлова, - Ничем хорошим для нас, простых жителей, такая цифровизация не закончится. Например, умный домофон «захочет» и не пустит тебя же в твою собственную квартиру. И такие случаи уже были в России».

Новые возможности

Гендиректор DIS Group Павел Лихницкий развеивает опасения жителей. Эксперт отмечает, что желание приватности абсолютно естественно, однако технологии «умного дома» и IoT были созданы не для того, чтобы регламентировать чью-то частную жизнь.

«Смарт-технологии и IoT изначально использовались в промышленности для контроля за производством и его оптимизацией. Например, датчики собирают данные о температуре в доменной печи, и искусственный интеллект автоматически отключает её в случае перегрева. Те же данные можно использовать, чтобы запрограммировать параметры для получения металла нужного качества, сократить расход электричества, предупреждать поломки оборудования, - отмечает эксперт, - Цель «умного дома» такая же: сделать так, чтобы его системы работали без поломок, в экономичном режиме и с минимальными усилиями со стороны человека. Например, чтобы отопление работало сильнее в те часы, когда хозяева дома, и слабее, когда их там нет. Это большая экономия».

Но как гарантировать, что датчики не будут собирать личную информацию, не связанную с прямыми задачами «умного дома»?

«Для этого Минцифры разработало стратегию по работе с данными, которая строго регламентирует правила их сбора и обработки, а также запрещает собирать персональную информацию о человеке без его согласия. На практике это обеспечивает целый набор технологий, например, по маскированию и обезличиванию данных. Например, в систему поступают данные об энергопотреблении жителей конкретного дома. Количество киловатт будет указано точно, а вот имена и даты рождения – зашифрованы, перемешаны или случайно заменены на другие. Таким образом, для работы ЖКХ эти данные будут полезны, а вот узнать что-то личное об их владельце и тем более навредить ему уже не получится.  что я вижу в обнулении стоимости доступа провайдеров положительные стороны: развитие здоровой конкуренции и снижение стоимости услуг для жителей МКД», - рассказал нашему изданию эксперт.

Согласна с данной позицией и директор «Юникор» Светлана Перминова. Сервисы, которые предоставляют интернет-провайдеры, совершенно не всегда согласовываются или как-то касаются управляющей компании.

«Мы видим тренд, что жители умных ЖК получают возможность управлять устройствами умной квартиры, пользоваться цифровыми сервисами от УК и управлять оборудованием инженерных систем через единое мобильное приложение. Так создается единая цифровая среда здания. Сегодня умная квартира может иметь доступ к информации от УК и общедомовых инженерных систем, и на базе этого расширятся её возможности, но не наоборот. При этом решение, какая информация от умной квартиры будет доступна управляющей компании, всегда остается за конечным пользователем.

Например, если дом подключен к платформе для умных зданий Ujin, то пользователь в настройках устройств умного дома может самостоятельно поставить разрешение информировать УК о срабатывании датчиков протечки, дыма, обеспечивая дополнительную безопасность своего жилья. Важно понимать, что ни управляющая компания, ни интернет-провайдер, ни разработчик умного дома — никто не будет вмешиваться в частную жизнь собственников без их согласия», - говорит эксперт.

Кроме того, автоматическое информирование управляющей компании о срабатывании датчиков может предотвратить серьезные аварии, например, когда сенсоры протечки срабатывают сразу в нескольких квартирах. Так сотрудники УК понимают, что протечка идет по стояку, и могут оперативно принять меры, чтобы сохранить как общедомовое, так и частное имущество. Поэтому, по мнению Светланы Перминовой, единая цифровая среда МКД — это скорее множество возможностей, обеспечивающих высокий уровень безопасности, комфорта, технологичности, и при этом абсолютно безопасных с точки зрения хранения персональных данных и внедрения регламентов со стороны УК.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Сергей Гатауллин,

декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ

- Инициатива Минцифры очень разумная и своевременная. Однако сталкивается с лоббированием интересов управляющих компаний, которые не хотят смириться с тем, что рынок жилищно-коммунального городского хозяйства становится высококонкурентным и за долю этого рынка надо бороться, также, как и за лояльность потребителей. Цель законодательной инициативы - прежде всего нивелирование роста цен на услуги телекоммуникационного сектора цифровой экономики, вместе с созданием реального конкурентного рынка.

Доводы аффилированных с управляющими компаниями лоббистов, через мнение общественности, выглядят достаточно нелепо.

Возможно, общественники не разобрались, что обнуление стоимости доступа операторов связи в многоквартирные дома, никаким образом не может привести к регламентированию частной жизни, а вот смягчить инфляционный и, связанный с увеличением технологических издержек, рост тарифов – вполне вероятно, при улучшении качества предоставляемых услуг.

Что касается технологий «умного города», то вспомним некоторый пессимизм начала двухтысячных насчет массового распространения мировой паутины в нашей стране.  Однако кто сегодня может себе представить жизнь мегаполиса без высокоскоростного интернета? Так же будет и с развитием технологий на базе сетей 5G/6G, при этом никто не заставляет техно пессимистов пользоваться очевидными преимуществами научно-технического прогресса.

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав Добрынин,

директор Самарского филиала ПАО «Ростелеком»

- Подключение многоквартирного дома к сети интернет согласовывается с застройщиком. Если дом уже заселен, вопрос подключения нужно решать с управляющей компанией. Владельцы жилья должны обратиться с просьбой о подключении многоквартирного дома к сетям провайдера услуг связи в письменной форме, к письму приложить постановление собрания собственников о выборе поставщика большинством голосов. При наличии технической возможности провайдер проводит монтажные работы и начинает подключение всех желающих.

Реальные расходы провайдера в каждом случае разные. Это зависит от протяженности сети связи, которую необходимо проложить до дома, количества этажей и подъездов в доме, удаленности от коммуникаций. На стоимости услуг для потребителя эти расходы не отражаются. У нас единая тарифная линейка – она размещена на официальном сайте компании.

Инициатива Минцифры поможет нам вложить больше средств в модернизацию своей сети, а в конечном итоге – предложить своим абонентам еще более высокую скорость и широкую линейку тарифов. Мы с вами живем в эпоху цифровой революции. Это масштабная трансформация всех аналоговых, механических, электронных технологий в цифровые. И экономика наша тоже становится цифровой. Современный человек учится, работает, отдыхает, заказывает госуслуги, записывается на прием к врачу, выбирает одежду и продукты при помощи интернета. Коммуникации операторов цифровых услуг можно сравнить с электрическими сетями или трубами водоснабжения. Инициатива Минцифры только закрепляет свершившийся факт – услуги связи наряду с услугами ресурсоснабжающих организаций вошли в число жизненно необходимых.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах