Самарский драматический театр «Арка» в этот уикенд представил трагедию по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» (18+). Журналист АиФ посетил премьеру и делится своим субъективным мнением от увиденного.
Любовный четырёхугольник
В одном селении в Андалусии живет семья властной Бернарды Альбы: ее сумасшедшая 80-летняя мать и пять дочерей от 20 до 39 лет. Их отец умер, и в доме объявлен траур на восемь лет. Для матери семейства главное в жизни – чтобы все было чинно, и не было пересудов. Бернарда Альба – ярая католичка, вобравшая в себя все худшее из него. Снаружи дома царит физическая испанская духота, внутри – духовная.
И вот к старшей некрасивой дочери Ангустиас сватается некий Хосе Римлянин. Ни для кого не секрет, что он зарится лишь на деньги, ведь Ангустиас – дочь Бернарды от первого брака, и ей от отца достались деньги. В Хосе также влюблены младшие дочери Адела и Мартирио. Сам же мужчина, который ни разу не появляется на сцене, пленен Аделой, и они становятся любовниками. Естественно, такой любовный четырёхугольник не может закончиться хэппи-эндом.
Фашизм, католицизм, феминизм
«Дом Бернарды Альбы» - последнее и самое сильное в художественном смысле драматическое произведение Лорки. Через два месяца после ее написания поэт был расстрелян. Ему было всего 38 лет.
В доме Альбы многие видели аллюзию на франкизм – авторитарный режим, который существовал в Испании с 1936 по 1975 годы. Он и сейчас считается разновидностью фашизма. В лице Бернарды Альбы также видели воплощение средневекового косного католицизма, не допускающего никакой возможности радоваться жизни.
Много бы чего здесь увидели феминистки, но все же это не по их душу трагедия. Несмотря на что, служанка Понсия и сама главная героиня твердят, что от мужчин одни проблемы и непотребства, дочери только и думают о мужчинах. В этой атмосфере особенно смешно, когда сумасшедшая бабка выходит на сцену и кричит, что она хочет мужчину.
«Ставить трагедию – всегда риск»
Режиссёр-постановщик – художественный руководитель театра Анна Калинина, она же и исполнительница главной женской роли.
«Сначала спектакль поставили студенты студии актерского мастерства, организованной при театре «Арка». И только потом решено было сделать его репертуарной. Ставить в театре трагедию – всегда риск. Люди ходят на такой жанр с большой осторожностью, пока не распробуют. Пьеса «Дом Бернарды Альбы» - история нуарная, тёмная, от нее веет инквизицией. Мне хотелось показать зрителям другой мир. Мир людей, выросших под палящим солнцем», - рассказала Анна Калинина.
Но пусть самарский зритель не пугается жанра трагедии. Пьеса Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» считается шедевром мировой драматургии. События в ней развиваются динамично и неожиданно, язык безупречен, все реплики отточены, а юмор искусно вплетен в трагический сюжет.