В Самаре после реконструкции открылся Музей Куйбышевской железной дороги, сообщает Правительство Самарской области.
Со вторника, 4 августа, экспозиция вновь стала доступной для посетителей. Старт работе обновленного музея дали Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и начальник Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Рашид Сайбаталов.
Музей «Куйбышевской железки» был основан в 1973 году благодаря бывшему главному инженеру Алексею Пестрово, который на протяжении многих лет собирал, изучал и бережно хранил документы, фотографии и ценные реликвии. Место размещения экспонатов неоднократно менялось. Но с вводом в эксплуатацию нового вокзального комплекса в Самаре, было принято решение об их размещении на этой территории.
Представленные материалы знакомят посетителей музея с процессом строительства и развития железной дороги, локомотивным и вагонным хозяйствами, а также участием тружеников магистрали в Великой Отечественной войне. Этой важной вехе в истории Куйбышевской железной дороги посвящена отдельная экспозиция.
«К 75-летию Победы собрано много экспонатов, - рассказал ведущий инженер центра научно-технической информации библиотек Куйбышевской железной дороги Александр Лысак. - Есть даже простреленная книга, которая спасла жизнь железнодорожнику во время войны. Пуля финского снайпера застряла в книге. Он остался жив, и когда пришел ее сдавать на родное предприятие, ее не взяли, и она осталась на память в музее. Таких экспонатов много».
В залах экспонируются аппараты сигнализации, централизации и связи различных систем, форменная одежда железнодорожников разного времени, путевые инструменты, а также проездные документы, используемые с 1876 года, удостоверения, макеты подвижного состава. Основной фонд составляет более трёх тысяч единиц хранения, более двух тысяч единиц – вспомогательный. «У нас собраны десятки тысяч документов, которые можно посмотреть не только на витринах, но и в информационных стендах, интерактивных панелях, - пояснил Александр Лысак. - В нашей коллекции – десятки фильмов, снятых о истории железных дорог, о замечательных людях, которые здесь трудятся». Коллекция музея постоянно пополняется – в основном, экспонаты музею дарят сами работники магистрали.
После реконструкции, которая началась весной прошлого года, экспонаты дополнены QR кодами, в которых содержится краткая текстовая информация. Дополненная реальность, интерактивные системы и панели смогут привлечь большее количество посетителей, отмечают работники музея. Теперь на страже истории Куйбышевской железной дороги стоят современные технологии.
«Музей – это важная составляющая сегодняшнего дня. Мы обращаемся к истории Куйбышевской железной дороги, а значит и к истории Самарской области. Во многом лидерские позиции региона в Поволжье в свое время были предопределены прохождением здесь железной дороги. И эти лидерские позиции наш регион сохраняет до сих пор», - подчеркнул губернатор Дмитрий Азаров. Он поблагодарил железнодорожников за бережное отношение «к истории Самарского края, железной дороги, к труду тысяч и тысяч людей – наших с вами земляков, которые отдали свою жизнь служению людям, служению железной дороге».
«Здесь на железной дороге работают люди, которые чтут и сохраняют традиции. И благодаря этим традициям сегодня Куйбышевская железная дорога развивается и год от года занимает лидирующие места в компании РЖД, - подчеркнул глава региона. - Я хочу поздравить коллектив с этими победами. Уверен, что они будут преумножаться из года в год, подтверждая высокий уровень профессионализма, ответственности, четкости, инновационного подхода к работе, который есть сегодня на Куйбышевской железной дороге благодаря и руководителю, и, конечно, трудовому коллективу».
На Куйбышевской железной дороге функционирует 6 музеев и 23 комнаты боевой и трудовой славы. В 2018 году в Октябрьске был открыт музей, посвященный великому железнодорожнику, бывшему начальнику КбшЖД Борису Бещеву, который впоследствии более 29 лет трудился министром путей сообщения.
«Это очень знаковая фигура, и нам очень приятно, что такой музей в Самарской области появился, - подчеркнул начальник Куйбышевской железной дороги Рашид Сайбаталов. - Мы провели модернизацию экспозиции в нашем музее истории Куйбышевской железной дороги на вокзале станции «Самара». Несколько залов посвящены Великой Отечественной войне. В первые дни войны более 14 тысяч железнодорожников Куйбышевской дороги ушли на фронт. За время войны вглубь страны с запада и юга были перевезены 1365 крупных промышленных предприятий, более 10 миллионов человек. И, конечно, железнодорожники в Победе сыграли не последнюю роль».
Рашид Сайбаталов выразил уверенность в том, что музей станет местом притяжения не только сотрудников и их семей, но и «всех людей, любящих железную дорогу».
В процессе осмотра обновленной экспозиции губернатор Дмитрий Азаров поручил министру культуры региона Борису Илларионову внести музей истории Куйбышевской железной дороги на геоинформационную карту достопримечательностей областной столицы, чтобы привлечь к нему внимание как можно большего числа туристов.
Напомним, Куйбышевская железная дорога объединяет территорию 10 регионов – Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Челябинской областей и трех республик – Мордовии, Башкортостана и Татарстана. Магистраль занимая стратегическое положение на сети, соединяет центр и запад страны с Уралом и Сибирью.
Основные виды грузов, которые перевозит железная дорога, в том числе, по территории Самарской области: нефть и нефтепродукты, химические и минеральные удобрения, химикаты и сода. За шесть месяцев текущего года погрузка в 63-м регионе составила более 9,8 млн тонн.
Кроме того, в пригородном сообщении отправлено порядка 2,9 млн пассажиров. Развивается география перевозок в дальнем следовании. Сегодня железнодорожники продолжают активно работать над новыми проектами. Это и приобретение новой техники, и модернизация вокзальных комплексов и железнодорожного пути. Реализация всех этих проектов позволяет улучшить качество услуг, предоставляемых железной дорогой для населения, делать поездки пассажиров быстрей и комфортней.
По словам начальника Куйбышевской железной дороги, прошедший год был особенным. «Несмотря на все перипетии, Куйбышевская железная дорога сохранила лидерские позиции и уже в этом году мы в первом квартале заняли второе место в отраслевом соревновании. Это серьезное достижение, когда вокруг снижаются объемы перевозок и грузов, и пассажиров, но тем не менее мы справились с этой ситуацией. Безусловно, эта ситуация нас повернула лицом к малому и среднему бизнесу. Именно там мы черпаем резервы грузопотока», - пояснил Рашид Сайбаталов.
За первое полугодие 2020 было привлечено 195 новых грузоотправителей – среди представителей малого и среднего бизнеса, что дало дополнительно 200 миллионов тонн груза и 350 млн рублей дохода. «Цифры говорят о том, что запас прочности и в регионе, и на дороге очень большой и, конечно, мы им серьезно пользуемся», - подчеркнул руководитель дороги.
Что касается пассажирских перевозок, то пригородное сообщение восстановилось на 100%, жители региона пользуются услугами Куйбышевской дороги в полной мере. «Дальние пассажирские перевозки восстановились на 60%. Но даже в это время мы запускаем новые маршруты поездов, например, «Самара-Белгород», «Самара-Владивосток». 21 августа пойдет поезд в Санкт-Петербург, который будет находиться в пути 18 часов, а предыдущий поезд ходил 39 часов, - рассказал Рашид Сайбаталов. - Применяя более передовые технологии, улучшая подвижной состав, мы постараемся не только сохранить того пассажира, который традиционно пользовался нашими услугами, но и привлечь тех людей, которые пользовались другими видами транспорта. Ситуация, считаю, перспективная, и мы этой перспективами обязательно воспользуемся».
«Во всех сферах сегодня происходит сотрудничество Российских железных дорог и Самарской области: туристическая, транспортная, научно-техническая составляющая. Я этому очень рад», - подчеркнул Дмитрий Азаров.
Куйбышевская железная дорога – это не только пассажирские и грузовые перевозки, но и целый спектр направлений, нацеленных на развитие туризма, оказание услуг малому и среднему бизнесу, а также – на развитие и внедрение инноваций.
Центром внедрения передовых разработок призвана стать Региональная инновационная площадка, которая была создана в прошлом году и готовится к официальному открытию. Уже сегодня здесь полным ходом работает коллаборация вузов, промышленных предприятий и разработчиков от РЖД. Проекты – самые разные: от подводного аппарата для дистанционного исследования конструкций мостов – разработка Самарского технического университета, до внедрения уникальных необслуживаемых аккумуляторов для мотор-вагонного подвижного состава – инновация компании «Аком». Губернатор пожелал инноваторам успешного воплощения проектов в жизнь, и отметил, что реализация разработок крайне важна для развития железной дороги, так и для региона в целом.
По мнению губернатора, сотрудничество Самарской области и Куйбышевской железной дороги, а значит и ОАО «РЖД», развивается успешно. «Темпы меня лично очень радуют, - подчеркнул Дмитрий Азаров. - Целый ряд проектов, которые возникли как идеи (некоторые из них – десятки лет назад), сегодня претворяем в жизнь. И уровень взаимодействия, который есть сегодня и с руководством РЖД, и с руководителем Куйбышевской железной дороги, – самый тесный».
Это помогает совместными усилиями решать самые непростые задачи, нацеленные на дальнейшее развитие как самого региона, так и железной дороги в целом. «Я очень рад тому, что наши идеи, которые на Самарской земле рождаются, при должном образе подготовки и защиты поддерживаются Российскими железными дорогами. И наоборот, те вопросы, с которыми компания сталкивается на территории Самарской области, успешно разрешаются в этом тесном взаимодействии. Теперь в этой работе у нас появилась такая важнейшая составляющая – инновационная», - подчеркнул Дмитрий Азаров.
Благодаря региональной инновационной площадке задачи по развитию грузоперевозок, по техническому переоснащению находят применение и воплощаются в жизнь. «Эта коллаборация будет взаимовыгодной для ОАО «РЖД», Куйбышевской железной дороги, - уверен Губернатор. - Здесь мы видим очень грамотный подход. Этот центр инноваций и сама Куйбышевская железная дорога стали магнитом новых технологических решений. Это создает прочную основу как развития компании на территории региона, так и развития Самарской области. Когда-то во многом благодаря приходу железной дороги в Самару наш регион занял лидирующие позиции в Поволжье. Так было полторы сотни лет. Уверен, так будет и дальше».