aif.ru counter
51

Куда самарские власти хотят зафутболить мяч мундиаля

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Самара 25/01/2012
Фото:

Самары называют утопической а то и безумной, многие специалисты: архитекторы, проектировщики, производственники. Но, похоже, наши топ-управленцы «несогласные» мнения игнорируют.

«Жертва» футбола

- Я не понимаю, почему проект строительства мундиального стадиона на стрелке реки Самары и Волги продвигается ценой предполагаемого уничтожения функционирующего десятилетиями и известного на весь мир Самарского речного порта, - говорит бывший заместитель руководителя Самарского речного порта, лауреат акции «Общественное признание» Владимир Квартальнов. - Каждый солидный город должен иметь порт. Нашему, кстати, летом исполнилось сорок лет. Таких, мощных и оборудованных, до сих пор на Волге единицы. В самарском порту – единственном на Волге - имеется стратегический кран «Берег», способный поднимать до 100 тонн груза. С переносом грузового, естественно, будет загублен и пассажирский порт.

При этом в фифа уверяют, что одно из главных преимуществ будущего спортобъекта - выход к реке.

- На чём выходить-то, - удивляется Квартальнов, - все речные суда придётся отправить в Октябрьск или Тольятти. Самара будет с двумя–тремя играми чемпионата мира – на неделю и без водного транспорта  - навсегда.

Круги на воде

Кстати, в архивах Самарского речного порта хранятся документы, содержащие обоснование его строительства на этом месте. Изыскания длились с десяток лет. Велись наблюдения за грунтом, поведением рек Волги и Самары во время паводков, сбросами воды. Судя по этим документам, стадион предлагается строить не на берегу реки, а на пойменной террасе. Но никаких многолетних инженерных изысканий, моделирования изменяемых речных потоков при «изучении» площадки под стадион проведено не было. Кстати, стадиона в генеральном плане города нет и в помине! Инженеры и архитекторы, конечно, догадываются, что при проектировании территории нельзя обойтись без расширения существующей площадки. Знают и про необходимость мощного берегоукрепления протяженностью примерно два километра. Но таким образом, как объясняют гидротехники, простое строительство превращается в строительство гидротехнического сооружения. Кстати, на презентации стадиона архитекторы замечали, что края нарисованной проектировщиками–немцами из «gmp-Аrchitekten» круглой «кастрюльки» стадиона «свисают» с берегов на воду.

Но одно дело – нарисовать круги на воде, и совсем другое - просчитать всё по параметрам функциональных зон в квадратных метрах, чтобы туда «всё село». И с этим тоже большие проблемы. Дело в том, что, согласно расчетам гидротехников, точка затопления места строительства стадиона – 35 метров. Чтобы стадион был безопасным местом, нужно намывать землю до 40 метров. А это отметка улицы Водников. Пять метров намывного грунта – очень и очень дорого. Но экономить нельзя. Так как, случись техногенная катастрофа на Жигулёвской гэс, все 45 тысяч зрителей накроет разрушительная волна, достигающая у Самары, по расчётам спасателей, 41 метра.

Нам - миллиарды

Ещё одна «засада», о которой немцы, похоже, и не подозревают: аккурат под речным портом проложены четыре канализационных коллектора. Значит, если будут поднимать грунт, эти трубы диаметром более полутора метров тоже придётся поднимать, они не должны проходить на большой глубине. Представьте только, куда пойдут городские стоки при перекладке канализации! Город захлебнётся в ...

Бывший строитель Александр Хвостов из интереса просчитал, что возведение только одного берегоукрепляющего сооружения обойдётся примерно в 4 миллиарда рублей. Демонтаж сооружений перегрузочного комплекса речного порта, включая подводные технические работы по разборке причала с утилизацией 10 тысяч кубических метров железобетона, кирпича, других материалов, – это ещё миллиарды рублей.

- А ещё перенос городской электроподстанции, насосной станции, газопроводов, других зданий и сооружений… Ради чего намечена такая трата денег налогоплательщиков? – возмущается наш земляк. - Авторы предложения строительства лукавят, говоря о 19 миллиардах рублей. Дешевле, чем в 25 миллиардов, стройка не обойдётся!

Убьют историю

Ещё одна очень затратная статья - строительство дороги. Ведь одно из условий фифа - время поездки от аэропорта до стадиона должно занимать не более 40 минут. А многострадальную магистраль «Центральная» и к 2018 году, как заявил министр транспорта и автомобильных дорог области Николай Синельников, не осилят. Значит, нужны другие трассы.

- Сейчас говорят о расширении ул. Ново-Садовой. Расширение одной улицы транспортных проблем в городе не решит. Это всего лишь косметическое припудривание. И потом, на Ново-Садовой, как и на Московском шоссе, держится весь наш миллионный город. Как ускорить движение по нашим забитым улицам исторического центра, не представляю, - хватается за голову известный самарский архитектор Ваган Каркарьян.

Новый автобан предполагают тянуть от Курумоча через Петра Дубраву, Смышляевку. А вот с историческим центром обойдутся, по словам профессора Самарского государственного архитектурно-строительного университета Елены Ахмедовой, не очень-то деликатно. Это означает вот что: снесут элеватор, где собирались разместить центр современного искусства, уберут транспортный узел на Хлебной площади, сравняют с землей красивейшее сооружение XIX века – красную кирпичную мельницу, которую и без того уже профнастилом загадил «СтройДом». И много чего ещё, о чём самарцы пока и не подозревают. Действительно, где же, как не в исторической охраняемой зоне, возводить гостиницы, парковки, культурный центр!

Не понимает, почему так настойчивы  власти в своём стремлении обязательно что-то разрушить, и член Общественной палаты рф, председатель Самарского социально-экологического союза Сергей Симак.

 – И это, кстати, классическая ситуация, когда под предлогом развития спорта принимаются абсурдные решения. Физкультурно-оздоровительный центр за Домом молодёжи, к примеру, построен на месте сквера, где отдыхали горожане. Такие же планы у городских властей по возведению фок в парке 60-летия Советской власти. Почему бы не построить стадион на более подходящих территориях, например, в районе Смышляевки? Там есть огромные свободные площади, которые можно развивать, а зрителей можно было бы доставлять на электричках, как это делается во время проведения «Груши».

С тем, что под стадион можно было бы найти более подходящее место, согласен и  декан факультета инженерных систем и природоохранного строительства  Самарского государственного архитектурно-строительного университета Михаил шувалов. Но он спокоен: «Я не из тех, кто кричит «караул!» Будем работать».

А может, и вправду надо просто работать? Проектные работы будут выполнены. Многие самарские специалисты приобретут замечательный профессиональный опыт. Все они получат честно заработанные деньги. А что если в марте 2013 года приедет комиссия фифа и сообщит, что Самара из списков претендентов вычеркнута? Может, для нас это идеальный вариант?

СПРАВКА

Справедливости ради стоит сказать и о тех плюсах, которые в проведении чм-2018 на территории Самарского региона видит областная власть. Как заявлял ранее губернатор Владимир Артяков, прежде всего — это «возможность сосредоточиться на решении проблем, которые нам всё равно необходимо решать для самих себя, для развития города и региона, и, что немаловажно, получить для этого серьезную федеральную поддержку». В частности, сейчас разработан проект строительства высокоскоростной магистрали на эстакаде, которая соединит самарский аэропорт с центром города, вкладываются деньги в строительство и реконструкцию дорог. В общих словах упомянули о том, что развивают туристическую инфраструктуру.

Проведение чемпионата повлечёт за собой плюсы и для экономики. Приводя в пример опыт других стран, глава региона говорил: «Проведение чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии обеспечило увеличение ввп на 0,3%, было создано 50 тысяч  новых рабочих мест. Положительный экономический эффект от проведения чемпионата мира по футболу в юар наблюдался в каждой седьмой компании в городах-организаторах». Вот и в области, мол, уже на начальном этапе подготовки многие компании решили вкладываться в развитие региональной инфраструктуры. Например, уже подписано 9 соглашений о намерениях по строительству отелей мирового уровня с ведущими строительными компаниями.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах