aif.ru counter
18

Почему собственники не хотят управлять жильём

Что за Совет?

По сути, это общественная организация, состоящая из самих собственников квартир, которых избрали их же соседи. Совет призван делать то же самое, с чем пока не слишком успешно справляются ТСЖ, ЖСК и ТОСы, - стремиться к дому с исправными коммуникациями, пригодными для прогулок дворами и приемлемыми счетами за квартиру.

Цели благие, но в Самаре из 24 тыс. домов создано около 3 тыс. ТСЖ, в городе работают 74 ТОСа. Из тех же 15 тыс. домов, где отсутствует какой-либо орган самоуправления, лишь жители 2,5 тыс. домов избрали свой Совет многоквартирного дома (МКД). «В большом доме проживает много специалистов: финансистов, строителей, юристов. Несложно создать качественный совет или хотя бы комиссию на его базе. Люди должны понять, что, кроме них, собственников, никто лучше не проконтролирует ситуацию в доме, - говорит директор МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» Виктор ЧАСОВСКИХ. Аргументы здравые, но главная проблема по-прежнему собрать соседей вместе. Почему большинство собственников не стремятся объединяться? Ответ - не очевиден.

Несчастливое число

В десятиэтажном доме №13 на пр. Карла Маркса Совет жители попытались создать сами ещё до истечения срока, то есть до 17 июня. Но до сих пор в доме никакого органа самоуправления так и не создано. Сначала поговаривали о создании Совета дома. На первое собрание собственников пригласили, чтобы подготовить устав ТСЖ и рассмотреть вопросы по его созданию. И мнения жильцов разошлись. Кто-то увидел в ситуации подвох, будто под видом Совета дома пытаются создать ТСЖ, многих не устраивала кандидатура будущего председателя. Даже были собраны подписи протестующих и подано заявление в администрацию. По словам Виктора Часовских, «советы МКД - первый шаг к ТСЖ, они учат управлять собственностью». И для жителей дома №13, никогда серьёзно не занимавшихся созданием органа самоуправления, этот «совет» хорош. Всё-таки ТСЖ - это уже лицо юридическое, для управления им требуются знания в сфере ЖКХ и другие специальные навыки. Но, как оказалось, и Совет МКД в доме №13 создать не так просто. «Маловероятно, что можно управлять такой махиной, - рассказывает жительница дома, юрист Ирина. - Половина жителей в одну сторону, половина в другую. Проблема ещё в том, что работа Совета общественная и безвозмездная. Люди, которые готовы заниматься этим Советом, есть, но их нужно найти. Всегда были старшие по подъезду, пусть для кого-то это несерьезно, но они действительно выполняют все эти функции. Я думаю, как дом жил, так и будет жить. Единственное, если Совет не создадим, могут возникнуть проблемы с УК. При обращениях будут ссылаться на Совет дома, что только с ним согласны работать».

Самоуправление сверху?

В подобных случаях, когда жители не смогут договориться о создании Совета, председатель гордумы Самары Александр ФЕТИСОВ уверяет, что «практика чревата назначениями». И добавляет: «Не факт, что они будут качественными». Когда УК инициирует создание органа самоуправления, он автоматически становится ей подконтрольным, и мгновенно исчезает сам смысл его создания. Для того чтобы Совет дома бы действенным инструментом в руках собственников, нужен замечательный сосед, человек, которому все жильцы дома доверяют. В каждом доме такие люди есть. Но безвозмездный труд на общую пользу - это для убеждённых альтруистов. Можно ли как-то стимулировать добросовестного активиста? Оказывается, можно. Например, предложить собственникам принять на общем собрании решение об освобождении председателя от платежей за техобслуживание и ремонт. Так почему же жильцы многоквартирных домов в Самаре заняли такую глухую оборону и не хотят солидарно управлять своей совместной собственностью? Не доверяют друг другу? Или не доверяют государству? Основания для этого есть. На пленарном заседании Общественной палаты Самарской области, состоявшемся 4 июля 2012 года, Виктор Часовских констатировал: «Прошло более 20 лет с начала реформы ЖКХ, но эта сфера так и не стала рыночным сектором экономики. Не сформированы механизмы привлечения инвестиций в ЖКХ, что не позволяет осуществлять нормальный процесс обновления основных фондов, отсутствует прозрачность в формировании коммунальных тарифов, отсутствует система контроля за эффективностью расходования средств».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах