Сотрудники управления Роспотребнадзора по Самарской области сообщили нам, что, согласно действующему законодательству, покупатели при входе в торговый зал вовсе не обязаны оставлять свои личные вещи в камере хранения. Подобное требование работников магазина - нарушение принципа публичности договора. А уж если вещи в ячейку сданы, то магазин обязан отвечать за сохранность поклажи.
Договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей вступает в силу с момента, когда покупатель самостоятельно поместил свои вещи в ячейку и закрыл её ключом. Условия хранения регламентируются сразу тремя статьями Гражданского кодекса РФ - это ст. 886, 887 и 902 ГК РФ. Так, п.1 ст. 886 устанавливает, что магазин «…обязуется хранить вещь, переданную ей, и возвратить эту вещь в сохранности». Ст. 887 гласит, что форма договора считается соблюдённой, если принятие вещи на хранение удостоверено выдачей, к примеру, номерного жетона. А ст. 902 обязует магазин возмещать убытки при безвозмездном хранении вещей.
При пропаже - компенсацией полной стоимости, при повреждении - в размере суммы, на которую стоимость вещей снизилась. Демонстрировать содержимое своей сумки на выходе из магазина покупатель не обязан никому. Ни сотрудники магазина, ни охранники не имеют права досмотра граждан и их личных вещей. На любые неправомерные действия продавцов, кассиров или охранников можно отреагировать записью в книге отзывов и предложений, жалобой руководству торговой организации или, на худой конец, вызовом сотрудников милиции и заявлением в прокуратуру.