Примерное время чтения: 5 минут
1820

В «сети» вход заказан. Что мешает отечественным производителям развиваться

Региональным производителям сельхозпродукции трудно найти новые рынки сбыта.
Региональным производителям сельхозпродукции трудно найти новые рынки сбыта. Из личного архива

Импортозамещение – популярный тренд. Население призывают покупать продукцию отечественного производства, а еще лучше то, что было выращено или сделано в регионе. Но на практике ситуация иная. Например, в Самаре найти продукцию самарских фермеров непросто. Если на рынках или в мелких магазинах местный производитель еще как-то представлен, то в крупных торговых сетях регионалам места не находится.

Условия почти тепличные

Власти уверяют: сегодня государство всесторонне поддерживает аграриев. Так, животноводы наращивают объёмы и обеспечивают уже 55% от потребности региона в мясе, молоке и яйцах.

«У Самарской области огромный потенциал. Более 25 комплексов, построенных ещё в советское время, можно переоборудовать и расширить, что значительно увеличит не только количество животных, но и надои: коровы очень чутко реагируют на условия содержания и благодарят увеличенным количеством молока», - рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Юрий Григоревский.

Для поддержки местного производства продуктов питания в этом году существенно увеличились гранты. Так, на развитие частного фермерства из областного бюджета можно получить 3 млн руб., для семейной фермы - уже 30 млн руб. Правда, в обоих случаях «в дело» придётся добавить не менее 40% собственных средств.

Начиная с 2017 г. областное министерство сельского хозяйства будет компенсировать банкам-агентам процентную ставку по займам для фермеров. Таким образом, если раньше сельхозпроизводители могли получать кредиты по ставке от 16%, то сегодня - уже от 5% годовых. Чтобы фермеру получить льготный кредит, достаточно обратиться в один из банков - участников региональной программы льготного кредитования и предоставить необходимые документы. И банк направит заявку в минсельхоз, где примут решение о его одобрении. Таким образом, максимально упрощается процедура оформления, и производителю не придется тратить драгоценное время на хождение по кабинетам.

До потребителя не дотянуться

Несмотря на столь мощную поддержку фермеров со стороны государства, у них остаётся немало проблем. И главная - отсутствие рынков сбыта. В крупном супермаркете можно найти продукты на любой вкус, только, пожалуй, не фермерские.

По словам предпринимателя из Борского района Владимира Рузанова, попасть в торговые сети небольшим компаниям сегодня практически нереально, поэтому приходится искать другие способы реализации продукции.

Недавно мелким производителям удалось одержать небольшую победу - добиться «частичного вхождения» в сетевые магазины: теперь они могут представляться за пределами торгового зала. Но это тоже дополнительные трудности. Ведь производителю необходимо бросить своё хозяйство и приехать продавать, не говоря уже об очень высокой аренде. Удивительно и то, что производителей, которые хотят продавать свою продукцию, муниципальные чиновники порой воспринимают как перекупщиков и создают немало сложностей.

«Сегодня у нас много говорят об импортозамещении, и это хорошо - местные могут поставлять свои продукты, развивать хозяйства. Но вся беда в том, что эту нишу заняли крупные производители! Средний и мелкий бизнес оказался не у дел, а ведь во всём мире именно на нём держится экономика! Конечно, сейчас ведётся работа по упрощению сбыта: на рынках появляются специальные места для самарских фермеров, проводятся ярмарки, строится большой Агропромышленный парк. Там предусмотрены места для представителей малого бизнеса. Но пока его не открыли, «малыши» так и продолжают испытывать огромные трудности», - констатирует вице-президент НП «Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, фермеров и сельскохозяйственных кооперативов по Самарской области» Александр Козлов.

Кроме того, из-за экономического кризиса покупатели делают выбор в пользу дешёвого товара. Это тоже создаёт определённые сложности для мелких производителей.

«Не в пользу частных производств и увеличенный срок хранения магазинной продукции. Опять же сети охотнее реализуют товар, который хранится дольше. А натуральное молоко «выдерживает» не более 48 часов, творог - 5 суток», - делится местный производитель молочной продукции Татьяна Борзова.

Хорошо забытое старое

Ещё одна причина медленного вхождения местных фермеров в торговые сети - недостаточный объём производства. Ведь для такой работы необходимо обеспечить регулярные крупные партии. А большие объёмы «тянут» далеко не все. В этой ситуации власти рекомендуют фермерам объединяться в кооперативы. Эта форма коллективного хозяйства должна обеспечить и объёмы, столь необходимые для вхождения в сети, и «залоговую подушку», нужную для получения кредитов и субсидий. Хорошо забытая система взаимодействия между производителями сегодня становится всё популярнее - так проще остаться «на плаву» в современных реалиях.

«У кооперативов больше залогового имущества, значит, банки с большей охотой рассмотрят кредиты, а при получении субсидии вспомним про 40% собственных средств - немаленькая сумма», - говорит Григоревский.

Впрочем, как бы то ни было, эксперты делают выводы: если решат вопрос реализации, то фермерство в регионах будет развиваться более успешно. А покупатели смогут выбирать продукты, произведенные рядом с домом, поддерживая местную экономику и получая к столу только свежую и здоровую пищу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах