https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
35

От врача-к юристу? С какими проблемами сталкиваются самарцы в поликлиниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Самара 17/03/2021
Мария Зуборева / АиФ

Из-за пандемии трудности с получением медпомощи  все чаще испытывают пациенты с хроническими заболеваниями и инвалидностью

По  данным  исследования  центра «Социальная Механика» в Самаре такие больные чаще всего  сталкиваются  с  долгим  ожиданием планового обследования, не наблюдают эффекта от назначенного лечения и отмечают  острую  нехватку  профильных специалистов. Где же искать выход?

Сколько ещё ждать?

Многодетная мама из Самары Евгения Плетнёва с начала года не могла получить жизненно необходимый препарат для ребенка с инвалидностью. «В поликлинике объясняли, что на складе лекарство есть, но в Минздраве не давали добро на его поставку», - рассказывает Евгения. Женщина написала обращение в Твиттер ведомства. По её словам,  лекарство на следующий месяц уже выдали. Но есть и другая проблема. «Кто компенсирует стоимость лекарств за три предыдущих месяца, когда мы его покупали за свой счёт?» -  интересуется  мама  четырех  детей.

Адвокат по медицинским вопросам Дмитрий Айвазян отмечает, что переписка в соцсетях - не выход из ситуации.«Надо составить письменную жалобу в Минздрав и отправить её по почте, приложив все копии документов, подтверждающих право ребенка на бесплатное лекарство. Получить официальные  ответы  в  установленный  законом срок. Если лекарство так и не выдадут, обращаться с этими документами в суд, чтобы в судебном порядке взыскать компенсацию», - говорит юрист. Айвазян  приводит  примеры,  ссылаясь  на  собственный  опыт. По его словам, с начала пандемии в Самарской области самыми частыми были обращения пациентов за юридической помощью в связи с длительным ожиданием «скорой». «Участились обращения пациентов с хроническими заболеваниями по поводу их госпитализации в палаты с больными, переболевшими ковидом. Целый  пласт  обращений  связан  с  сокращением  штата  специалистов и коечного фонда для больных,  которым  нужна  интенсивная терапия. Речь идет о пациентах с онкологией, а также с пульмонологическим профилем», - рассказывает юрист.

Но это только часть трудностей.  По  данным  социологического исследования центра «Социальная Механика», ТОП проблем  возглавляет  долгое  ожидание планового обследования или консультации. Об этом заявили более 71% участников опроса,  который  проводили  среди  самарских  пациентов.  На втором месте - отсутствие эффекта от назначенного лечения (66,7%). И замыкает тройку антирейтинга - невозможность больному попасть на консультацию к профильному специалисту по причине его отсутствия в поликлинике (63,6%).В числе острых проблем пациенты Самарской области называют отказ врача в выписке бесплатного лекарства, а также в возможности пройти назначенное обследование или процедуру по ОМС. Самарцы жалуются, что вынуждены покупать дополнительные медицинские средства для лечения в стационаре, испытывают сложности с постановкой и получением диагноза, терпят отказы врачей в просьбе направить на обследование, процедуру или консультацию. Больные также не удовлетворенны результатами медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Екатерина Асташина, руководитель проекта «КПД НКО: эффективная коммуникация пациентов» СРОO «Центр поддержки инициатив»
- Мы занимаемся правовой помощью пациентам Самарской области. Людей интересует, правомерна ли ситуация, когда, к примеру, в стационаре заставляют что-нибудь покупать или рекомендуют пройти платные обследования. Много вопросов по выпискам, получению льготных лекарств и правильному оформлению рецептов на них. Множество запросов по оформлению инвалидности: как подать документы, куда обращаться, какие положены льготы, а также возможности в прохождении реабилитации. Мы работаем с юридическими клиниками, при самарских вузах, куда можно обратиться за консультацией. Кроме того, бесплатную юридическую помощь можно получить у нашего специалиста, направив свои вопросы на электронную почту eastashina@yandex.ru.

Где «мостик» между врачом и пациентом ?

Социолог и автор исследования Наталья Полярная говорит, что корень проблемы в отсутствии правовой грамотности у самих пациентов.  Именно  низкая  информированность является ключевым фактором невысокой активности в отстаивании своих интересов. Личная позиция во многом  основана  на  мифах  и  предубеждениях. Это также тормозит активность пациентов в урегулировании сложных ситуаций, связанных со здоровьем. «Когда человек идет в поликлинику или любое другое медицинское учреждение, он находится в позиции просителя, зависимого от воли врача. Очень мало  тех,  кто  имеет  правовую  подготовку в вопросах, касающихся своего здоровья. Так происходит не только в медицине, но и, к примеру, в образовании, - отмечает эксперт. - Почему мы не  знаем  о  своих  правах?  Нет  широкого  информационного  просвещения по данной теме. Чтобы найти ответы на вопросы, их надо искать.  Медицинские общественные  организации  могут быть проводником лишь для узкого сегмента людей с их профилем. А помимо них есть огромная армия обычных пациентов, которые никак не связаны с такими организациями. Таким мостиком между врачами и пациентами может стать НКО».По мнению социолога, правовое просвещение нужно начинать со школьной скамьи. Отдельное направление работы с пациентским сообществом - это преодоление  предубеждений,  изменение сознания и расширение представлений.

Лидия Бальзамова, вице-президент Ассоциации врачей Самарской области
- На первый план я бы поставила проблему сокращения плановой помощи в период пандемии. Это обусловило не только удлинение сроков ожидания и снижение доступности, но и развитие более тяжелых форм течения хронических заболеваний. Мобилизация врачей, в том числе «узких специальностей», на оказание медицинской помощи в «ковидных» стационарах обострила ситуацию дефицита кадров. Следует отметить, что сама проблема накапливалась долгие годы и явилась следствием не только низкого уровня оплаты труда, но и перестройки системы медицинского образования и упразднения интернатуры. Вопрос оказания специализированной медицинской помощи - это вопрос подготовки кадров. Через интернатуру их можно было готовить быстрее. Когда пациентам объясняешь, в чём причина дефицита кадров, реакция всего такая - это же ваши проблемы, вы должны как руководитель обеспечить, я же плачу налоги, значит, имею право на бесплатную медицинскую помощь. Но на самом деле это системная проблема, которая накапливалась долгие годы. В России финансирование здравоохранения не превышает 3,3% ВВП, что не соответствует потребностям всей системы сохранения здоровья. Понятно, что жители об этом не знают. Монетизация льгот привела к тому, что в системе льготного лекарственного обеспечения остались только остро нуждающиеся тяжелые пациенты. Например, люди с сахарным диабетом. Стоимость лекарств значительно выше, чем те средства, которые заложены на одного льготника по программе льготного лекарственного обеспечения.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах