Комиссия Общественной палаты Самарской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям и укреплению духовно-нравственных ценностей, обсуждая реализации проекта по обустройству «туристического кода» исторического центра Самары, затронула вызвавшую споры установку арт-объектов – фигурок сказочных персонажей шишиг-летунов.
Реакция жителей Самары на шишиг очень разная: у фигурок есть и свои поклонники, и противники, которые категорически не готовы их воспринимать.
Недоумение у людей вызывает, в первую очередь, название персонажей, обратил внимание ректор Самарской духовной семинарии Самарской Епархии русской Православной Церкви, протоиерей Максим Кокарев. Отсылки к фольклору в данном случае дают негативную окраску. Второй момент – актуальность: насколько эти персонажи могут повысить узнаваемость Самары? Дело в том, что самарские шишиги-летуны на самом деле персонажи не фольклорные: эти маленькие человечки, основная задача которых – собирать лунный свет, – герои современной авторской самарской сказки, но мало известной даже среди самарцев. Наконец, третий момент связан с тем, что многие жители города уверены: такие проекты просто не должны реализовываться, не пройдя предварительное широкое обсуждение.
Выходом из сложившейся ситуации общественники и представители экспертного сообщества считают рассмотрение вопроса о возможной смене «прописки» летунов. По словам заместителя председателя Общественной палаты Самарской области, члена ОП РФ Павла Покровского, шишиги имеют четкую географическую привязку к территории самарской ЗаВолги». Готовы принять спорных человечков и в Этнопарке Дружбы народов: ведь, в конце концов, любые фольклорные, сказочные персонажи – это тоже часть нашего богатого культурного наследия. По мнению членов Общественной палаты, после окончания сроков реализации проекта вопрос о перемещении шишиг можно будет вынести теперь уже на действительно широкое общественное обсуждение.