В малом зале молодёжного драматического театра «Мастерская» состоялась премьера спектакля о жизни, смерти и личном выборе по одноактной пьесе американского драматурга Юджина О’Нила «Жажда».
В точке выбора
Каждый из нас на протяжении всей жизни проходит точки бифуркации, когда приходится делать выбор, от которого зависит не только наша жизнь, но и судьба окружающих людей.
Режиссёр из Санкт-Петербурга Роман Нарцев решился на эксперимент и поставил спектакль, где красной линией проходит тема противостояния жизни и смерти.
Среди произведений О’Нила выделяется цикл так называемых «морских» пьес. В их основе впечатления, полученные драматургом за годы скитаний на английских и американских судах, где он служил матросом.
Почти всегда в основе характеров действующих лиц - реальные люди, которых драматург успел встретить в морских странствиях. В целом, тема моря - это метафора жизни и её постоянной изменчивости и непредсказуемости.
Главные действующие лица данной постановки Джентльмен, Танцовщица и Темнокожий матрос, вест-индиец. Они единственные, кто уцелел в результате кораблекрушения роскошного лайнера. У каждого в бэк-граунде своя история, которые во время действа переплетутся в единый узел. Удивительна актёрская пластика, с помощью которой они передают воскрешение своих персонажей, для того, чтобы рассказать историю.
Драма разворачивается на волнах тропического моря, где медленно покачивается спасательный плот с тремя героями. На спокойной поверхности моря появляется плавники акул — от них по воде медленно расходятся круги.
Красная жара и обжигающее солёную кожу солнце в зените, слово око гневного Бога. Все три героя подвергаются искушениям трикстера Барона Субботы и каждый делает свой выбор.
«Море - незыблемая константа, неподвластная человеку, стихия, которая безжалостна и беспристрастна. Для меня тема смерти в жизни и в театре - это краеугольный камень, потому что проявляется в любой театральной постановке », - признается Роман Нарцев.
Танец безудержных страстей
В оформлении пьесы много красного и фиолетового - это, по замыслу режиссёра, цвета страсти и близкой смерти, а так же с этими цветами связывают Барона Субботу - гаитянского покровителя бандитов и головорезов, обитающего на перекрёстке между мирами мёртвых и живых.
Его появление в пьесе не случайно. «У О'Нила третий персонаж - темнокожий матрос Вест-Индиец. Вест-Индийская торговая компания занималась и работорговлей- они свозили чернокожих на Гаити и в Новый-Орлеан, где традиционные африканские верования слились с католицизмом, и получилось Вуду. Отсюда родился в спектакле персонаж Барона Субботы - третий на плоту, рефери, властвующий над жизнью и благополучием Танцовщицы и Джентльмена», - поделился режиссёр.
Как рассказал Роман Нарцев, десять лет назад он прочитал пьесу О’Нила и она поразила его своей атмосферой безвыходности и безнадежности, но в тоже время и присутствием надежды.
«Здесь жизнь очень остро противостоит смерти и в конце, хоть все персонажи и погибают, она (жизнь, человечность) берет свое, ведь Джентльмен не соглашается на предложение матроса съесть труп Танцовщицы, а находит в себе силы вступить со смертью в противостояние...», - говорит режиссёр.
Увидеть спектакль снова самарцы смогут в новом театральном сезоне в сентябре. В нём задействованы ведущие актеры Молодежный драматический театр «Мастерская» Павел Толочко, Александра Костырева, Кирилл Шевырев, Микаел Габриелян, Валенька Шевырева и Владимир Мухтаров.