Примерное время чтения: 8 минут
473

Родина татарского букваря и чечётки. Какие тайны хранит Самарская область

На севере региона есть два уникальных села - Татарский Байтуган и Старое Ермаково. Здесь бережно хранят традиции татарской культуры - язык и танец. Мы побывали в музее автора татарского букваря «Алифба» Салея Вагизова и побеседовали с преподавателем традиционных татарских плясок Наилем Галимуллиным.

Как на ладони

Увидеть весь район можно с Козьей горы. Есть у нее своя загадка: на вершине всегда на несколько градусов холоднее, чем у её подошвы. В начале ноября, когда кругом пожухлая трава, здесь уже лежит снег. Отсюда открывается завораживающий вид на просторы. Хорошо видна огромная поляна, на которой проходит национальный татарский праздник Сабантуй.

Фото: АиФ-Самара

Написал учебник в 47 лет

Самый популярный татарский букварь «Алифба», который разошёлся миллионными тиражами и считается брендом Татарстана, был написан уроженцем села Татарский Байтуган Салеем Вагизовым. У знаменитого филолога непростая судьба. Он рано потерял отца. В детстве был разлучён с мамой. Потом узнал, что такое несправедливость, репрессии, сибирские холода, клеймо «врага народа», голод и отверженность. Но, несмотря на все выпавшие испытания,  сумел сохранить человеческое достоинство и свет души. И золотыми буквами вписал своё имя в историю татарского народа. В 47 лет вместе с женой Рамзиёй Валитовой составили учебник татарского языка «Алифба», по которому до сих пор обучаются дети.

Фото: АиФ-Самара

Имя своего земляка в селе Татарский Байтуган решили увековечить особым образом. На въезде в село были установлены надпись «Алифба», которая светится в темноте, словно маяк. В самом селе работает музей филолога. Инициатор создания музея Салея Вагизова Нурания Абзалова говорит, что деревянное здание для него односельчане построили на месте разрушенного родового дома автора учебника. Красивый деревянный дом с ухоженным двориком хранит память и дух учёного.

Фото: АиФ-Самара

На создание музея ушли годы. Нурания Абзалова случайно узнала, что автор татарского букваря её земляк. Через десятки лет нашла Салея Вагизова, многие годы вела с ним переписку, по крупицам восстанавливая фрагменты непростой судьбы учёного, во многом схожей с судьбой известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Они оба были лишены материнской любви и ласки, росли без отца.

«Когда Салею Гататовичу было все полгода, по несчастливой случайности на базаре убили его отца, перепутав с другим человеком. Мама решила уехать в родную деревню, но забрать с собой маленького Сулеймана ей не разрешили. Родители мужа заявили, что сын должен расти в семье отца. Но потом мальчика отдали бездетной семье Вагизовых на воспитание. Однажды ему удалось увидеться с родной матерью, но он не знал, что это была она, - цитирует воспоминания учёного Нурания, - Как-то зимой мы с ребятами катались с горки. По подножию горы в сторону другой деревни шла женщина. На ней была мягкая, теплая пуховая шаль. Я спустился на санках с горы, она меня обняла. Если бы я знал, то ни за что не вышел бы из-под этой шали, мне было так тепло, хорошо... Она достала из кармана разные сладости и дала мне, потом ушла».

Хранитель музея удивляется, что, не имея настоящего детства, каким добрым и чутким был Салей Вагизов. Сколько тёплых добрый сказок создал он для детей!

Фото: АиФ-Самара

Поймать ступнёй плётку

Танец «Ярмәк вагы» («ермаковские топотушки») зародился в Самарской области в селе Старое Ермаково. Наиль Галимуллин, руководитель ансамбля «Ак каен» рассказывает, что ярмэк выгы  - это традиционная татарская пляска под тальянку (татарская национальная гармонь). Танец возник благодаря игре-испытанию. В царское время парни уходили на военную службу на 25 лет. Рекрутов на татарский лад называли «некрутами». Аксакалы собирали их в круг и проверяли на сноровку. Раскручивали кнут и стегали по ногам, заставляя подпрыгивать и ловить плётку ступнёй. Сначала «Ярмэк вагы» танцевали только парни, а со временем его стали исполнять и девушки.

«Сегодня ярмэк вагы танцует весь татарский мир. Ермакской дробушке обучают на мастер-классах в Казани. Особенность танца в уникальном ритме», - говорит Наиль Галимуллин. Одно тревожит руководителя уникального ансамбля - молодёжь уезжает из села и некому передавать мастерство. «Раньше в местной школе учились 950 детей, а сейчас всего 152 ребенка. Только научим их танцевать, как ребята уезжают в город, а он их «проглатывает».

Фото: АиФ-Самара

Звонкая тальянка

Танцуют «ермакские топотушки» под тальянку. Был в селе Старое Ермаково мастер Гали Гаряев. Его инструменты настолько нравились, что заказы поступали даже Америки и Австралии. Интересна история про то, как Гали Гаряев женился. Посватался он к своей любимой девушке. А отец говорит мол, не кто-то сеет, пашет, а кто-то на гармошке играет. И не дал согласия. Гали Гаряев всю ночь сидел под окошками и играл на гармони. Тогда отец сказал: дочь, я не могу грех на душу брать, если я за тебя его не выдам, он очень сильно обидится. И они поженились. И на хлеб свой зарабатывали  татарскими тальянками с особенным чистым звучанием и главной изюминкой - звонкими колокольчиками на корпусе.

Фото: АиФ-Самара

Вода для жизни

Села Камышлинского района питают источники, каждый со своей историей. В селе Новое Усманово расположен родник Святых. По рассказам местных жителей, вода из него течет с кургана, где много лет назад обрели покой Святые старцы, жившие в этих краях. Родник «Кара тэп» в Камышле - источник воды для села. Она считается живой. А недалеко внизу источник с мёртвой лечебной водой с сероводородом «Камышлинская мацеста». По химическому составу она близка известному сочинскому сероводородному источнику, вокруг которого расположены санатории и здравницы.

Фото: АиФ-Самара
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Чем закончится снос аварийных и ветхих домов в Самаре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах