По словам итальянского режиссера, в Самаре и в России в целом прекрасные возможности для развития культурных проектов. Если в Италии большая часть населения в последнее десятилетие перестала интересоваться искусством, то в России этот интерес наоборот набирает силу: в театры не достать билеты на премьеры спектаклей даже летом на закрытие сезона.
Что посеешь, то и пожнёшь
АиФ-Самара: Самир, ты приезжаешь в Самару не первый раз. Что тебе нравиться в нашем городе, расположенном на левом берегу Волги?
Самир Урсана: Впервые в Самару я приехал в январе 2013 года. Первое неизгладимое впечатление - это Волга, покрытая льдом: огромное снежное море - чистое и белое. Искушение чистотой. На Крещение я окунулся в прорубь, очистил душу и тело. Было чувство, что Волга меня благословила.
Сразу после проруби друзья повели меня в Иверский монастырь - обитель, расположенную на склоне живописного волжского берега. Во время церковной службы я пережил экстаз: тело дрожало, а душа словно следовала за церемонией. Это был волшебный момент. Самара - удивительный город: здесь, что посеешь, то и пожнёшь. Образно говоря, Самара - словно богатая плодородная земля. Причём результаты могут предвосхитить все ожидания. Это касается и культурных проектов: если с любовью сеешь культурные и социальные идеи, можно получить отличные результаты.
Атмосфера для творчества
- Да, в этом году Самарская область вошла в число регионов-лидеров, которые получили больше всего президентских грантов по итогам конкурса.Ты говорил, что тоже бы хотел развивать социальные проекты. Расскажи о своих идеях?
- Во-первых, это театр комедии дель а́рте (итал. commedia dell’arte). Наверняка вы слышали про его героев - Пьеро, Арлекина, Коломбину. Это вид итальянского народного уличного театра.
Во-вторых, я хочу сделать инклюзивный проект для детей. Моей дочери 7 лет, у неё инвалидность. Я хочу сделать так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья занимались современными танцами. Кроме того, есть идея развивать гастрономию, учить самарцев самим готовит итальянские блюда, например, разные виды пасты.
Удивительно, но здесь я не чувствую себя туристом. Самарцы принимают с теплотой, со многими давно стали друзьями. Я наполовину француз, наполовину марокканец, всю жизнь прожил в Италии, но здесь, в Самаре, чувствую себя, словно приехал домой. Очень тёплая атмосфера, доброжелательные люди. У меня дочка наполовину русская. Я конечно её очень люблю.
Культура объединяет
- Италию и Россию объединяют общий источник культуры - Византия. Но за много веков у каждого из государств сложился свой путь. В чём мы похожи, а в чем различаемся?
- У наших стран разные формы культуры, но при этом они в чём-то переплетены и дополняют друг друга. В России многие знакомы с итальянской оперой и коммерческой музыкой 80-х и 90-х : Адриано Челентано, Альбано и Ромина Пауэр, Тото Кутуньо. Я был бы счастлив, если бы мои друзья слушали не только их, но и Лучо Баттисти, Франко Баттьято, Пино Даниэле, Фабрицио Де Андре. Что касается меня, я вырос на русских фильмах. Обожаю Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», а также фильмы Владимира Меньшова и Киры Муратовой. Россия многое дала миру кино в искусстве сценария, режиссуры, актёрском мастерстве. Я очень люблю работы русских фотографов.
Благодаря моим русским друзьям я выучил некоторые итальянские песни, которые даже я и мои итальянские друзья не все знаем «blu blu canari», которую часто на своих выступлениях использовал великий русский клоун Слава Полунин. Я узнал о ваших фильмах, которые показывают любовь России к Италии и Франции. («Бриллиантовая рука»). Ещё одна вещь, которая меня поразила и заставила полюбить -это русские мультфильмы. Я знаком с русским цирком.
Искусство невозможно отменить
-Что такое «культура отмены» сегодня на Западе? Должно ли, на твой взгляд, искусство быть вне политики?
- Мне очень жаль, что сейчас на Западе русское искусство попало под санкции. Каждое произведение создаётся с любовью, даже если это осуждение или критика, это происходит от любви, которая не имеет границ. Искусство не должно смешиваться с политикой. То, что сейчас происходит в Европе, на мой взгляд, это возрождение нацизма. Мои бабушки и дедушки застали эти времена, они рассказывали мне, как это происходило тогда. И вот теперь спустя почти полвека я сам стал свидетелем ренессанса нацизма.
Запретить русских художников, спортсменов, музыкантов, писателей - это напоминает мне о нацистском культурном запрете на все формы возвышенного самовыражения. Благодаря этим фактам, я открыл глаза и понял, что нацизм никогда не умирал на Западе, он всегда жил в тени. В очередной раз, как в 1945 году, Россия показывает свое великое сердце и память. При этом она не скована чувствами мести, ревности, самоизоляции, злобы или запрета. В России никто не запрещает иностранную культуру.
Добавлю то, что в Италии местные жители уже не ходят ни в кино, ни в театр. Музеи и галереи заполняются благодаря туризму. Культурный уровень действительно снижен до минимума. Западное общество не инвестирует в культуру. Только люди, увлечённые искусством и культурой, сохраняют надежду и что-то живое и истинное, но на общем уровне искусство умерло в «колыбели европейской культуры». Что ж, попробуем воспроизвести и сохранить уголок старой Италии в Самаре. Я бы очень этого хотел.