651

С Грушинским можем не успеть. Какой будет культурная жизнь 63 региона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Самара №16 21/04/2021
Татьяна Мрдуляш: «Доступ к искусству должен быть у всех жителей региона»
Татьяна Мрдуляш: «Доступ к искусству должен быть у всех жителей региона» / Фото: Андрея Савельева / Министерство культуры Самарской области

Какие планы у нового министра и сможет ли Татьяна Мрдуляш изменить культурную жизнь региона в лучшую сторону - читайте в нашем интервью.

АиФ: Какие задачи сейчас стоят перед вами и станут ли проекты Самарской области известны на мировом уровне?

Татьяна Мрдуляш: Выйти на международный уровень - это одна из наших задач. Но есть цели и более значимые, без достижения которых мы не сможем заявить о Самарской области на мировой культурной арене и стать заметными на федеральном уровне. Сейчас важно обеспечить доступ к культуре всем жителям области, независимо от их благосостояния и места жительства. Можно сказать, что основная задача на сегодняшний день - поднять средний уровень культурных продуктов в регионе. Речь идет о выставках, экспозициях, постановках в театрах и фестивалях. Сейчас по некоторым позициям мы не дотягиваем не только до федеральных стандартов, но и до уровня соседних регионов.

Ярким примером такой эволюции культуры можно считать выставку Третьяковки в Самаре «Передовой отряд», которая сейчас проходит в Художественном музее. Третьяковская галерея привезла на эту выставку всего пять экспонатов, но важно то, как она сделана: современная застройка, которая передает идею выставки и то, что кураторы хотели сказать, хороший свет, выставочные технологии. Все это показывает современные стандарты в музейной работе. Такие события меняют восприятие культуры у людей. Они начинают больше интересоваться искусством и привносить его в свою жизнь.

В шаговой доступности

- Эпицентром культурной жизни региона станет Самара или будет развитие и на районном уровне?

- Доступ к искусству должен быть у всех жителей региона. В силу своей удаленности качественными проектами должна быть обеспечена Сызрань. Тольятти – это самостоятельный большой город, где живет очень много людей, сам по себе крупный культурный центр региона. То же относится и к районам области. Я уже посетила несколько райцентров и могу сказать, что у каждого из них своё лицо. Есть очень достойные примеры, опыт которых хотелось бы распространять и на другие территории. Культурное развитие возможно не только в большом городе, но и в стенах сельского Дома культуры. В конечном итоге такое комплексное развитие со временем выведет область на мировой уровень. Например, если мы создадим условия для художников: регулярные выставки, обучающие центры и поддержка творчества, то рано или поздно появится художник, работы которого станут известны на весь мир.

- Есть ли в нашей области направления искусства, которые уже сейчас могут быть интересны за пределами региона?

- Я бы хотела отметить Сызранскую школу иконописи. Недавно я посетила выставку работ иконописцев этой школы. Невероятно интересные иконы, которые раньше не воспринимались как отдельное направление. Сейчас мы сделали только первый шаг к пониманию этого феномена. Впереди еще много работы: исследователям, коллекционерам, музеям предстоит хорошо потрудиться. Но у исследования в этом направлении большой потенциал.

Фестивальное лето

- В период ЧМ-2018 культурная жизнь области радикально преобразилась в лучшую сторону, будут ли развиваться проекты, которые были реализованы тогда?

- Повторить атмосферу спортивного праздника не получится, это уникальное событие, которое происходит в жизни города только один раз. Но опыт, полученный во время чемпионата, нужно и можно осознать и использовать его в дальнейшей культурной жизни области.

Например, «ВолгаФест». Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать аналогичные фестивали, если не мирового, то всероссийского масштаба, в других областях. Конечно, это не будет прямой аналог «ВолгаФеста», потому что это фестиваль городских набережных. Но формат фестиваля и его идею мы можем распространить на другие регионы с учетом местной специфики. Также у нас есть фестиваль имени Шостаковича. Мне бы тоже хотелось привести это значимое культурное событие к стандартам мирового уровня. Имя Дмитрия Шостаковича очень важно для русской культуры, и оно известно во всем мире. К тому же классическая музыка не нуждается в переводе на иностранные языки, что многократно увеличивает потенциальную аудиторию этого фестиваля. Я думаю, мы сможем сделать из этого фестиваля проект высочайшего мирового уровня. У Самары для этого есть все условия. Очень важным я считаю фестиваль «Пластилиновый дождь», хоть он и нишевый. Сейчас мы работаем над этим проектом.

Фестивали - не единственное перспективное направление. У нас есть прекрасные отдельные институции, которые при должном внимании могут сделать рывок на всероссийский уровень. Это Самарский академический театр оперы и балета, филармония в Тольятти, театр «Грань» в Новокуйбышевске.

- А как обстоят дела с Грушинским фестивалем, стоит ли любителям авторской песни ждать его в этом году?

- Само направление авторской песни актуально и популярно, оно постоянно развивается, и на него есть спрос. Грушинский фестиваль - это событие всероссийского масштаба с огромным потенциалом. Художественной частью занимаются творческие люди (в частности, Олег Митяев). Но есть проблемы с инфраструктурой, и мы со своей стороны готовы помочь в этом. К сожалению, сегодня формат фестиваля по этому показателю не дотягивает до федеральных стандартов. Для проведения фестиваля необходимо решить много вопросов. В силу целого ряда обстоятельств, этом году мы можем не успеть обновить инфраструктуру, но приложим максимальные усилия для сохранения и развития фестиваля.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах