Екатерина Абашкина, АиФ-Самара: Михаил Яковлевич, правда ли, что «Ракурс» прекратил работу в Самаре?
Михаил Куперберг: Нет. В Самаре прекратило работу юридическое лицо «Ракурс», и шаг этот был вполне ожидаем. Мы 10 лет существовали без поддержки, с тех пор как закрылось радио Nostalgi. Но сам проект «Ракурс» будет продолжать работать, пока в Самаре есть зритель, которому интересно умное кино. К сожалению, собирать залы кинолюбителей с годами становится всё сложнее. Да и без поддержки такие организации, как наша, очень редко остаются на плаву.
- Почему сложно собирать залы? Перевелись в Самаре кинолюбители?
- Сегодня люди предпочитают смотреть фильмы дома. В кинотеатры всё больше отправляются за развлечением, за так называемыми «попкорновыми» фильмами, а не ради вдумчивого кино. Как результат, в прокат выходят фильмы, рассчитанные на зрительскую аудиторию от 14 до 22 лет - проще говоря, тинейджеров. Отсюда и стремление к упрощению, к максимуму спецэффектов при минимуме смысла, как это происходит со множеством современных кинолент.
- А куда отправиться зрителю старше 22, у которого от ярких картинок и шаблонных диалогов уже скулы сводит?
- Чаще всего такой зритель остаётся дома и всё больше предпочитает зарубежные сериалы полнометражным фильмам. С одной стороны, лучшие американские режиссёры всё чаще уходят на кабельное телевидение и снимают качественные сериалы. По сути, «Фарго», «Метод», «Настоящий детектив», «Карточный домик» - это то остроумное кино, которое мы потеряли. С другой - многие современные режиссёры сегодня снимают не для зрителя, не заботясь ни о зрелищности, ни об универсальности поднятых тем. По сути, авторское кино стало «фильмом для своих», не рассчитанным на понимание зрителя и потому довольно скучным.
Нужны ли нам кинотеатры?
- Так, может, тогда эпоха умного кино и вовсе уходит в прошлое? Может, будущее за «одноразовыми» фильмами из категории «посмотрел и забыл»?
- Зрителя нужно воспитывать и предоставлять альтернативу, как это происходит, например, во многих европейских странах, где наряду с крупными коммерческими кинотеатрами работает и сеть специализированных малых. В России нет ничего подобного. Разве что в Москве и Санкт-Петербурге можно найти несколько небольших кинотеатров, показывающих немассовое кино. В сегодняшней России даже музей кино - формально существующее учреждение. А вот когда в 1998 г. этот музей организовал Наум Клейман, в нём в 4-5 кинозалах показывали классику кинематографа, те фильмы, которые нельзя было увидеть ни на широком экране, ни где бы то ни было ещё. Я помню, как приезжал в Москву и все вечера проводил в музее кино. Режиссёр Андрей Звягинцев говорил: «Я получил кинообразование в музее кино». Нечто похожее происходило с режиссёрами французской «новой волны» - Франсуа Трюффо, Жаном-Люком Годаром, - которые сами себя называли «синематечными крысами». Они учились не в университетах, а в синематеках. А в России сегодня нет площадки, где можно познакомиться с кинодокументами, с классикой кинематографа.
- Ну, Самаре вряд ли светит такая роскошь...
- Почему? Вы знаете, например, что в Самаре работал киноархив, где собрана отличная коллекция фильмов на плёнках. Там, например, хранятся почти все фильмы Андрея Тарковского. И всё это богатство лежит мёртвым грузом с 2008 г., когда киноархив был закрыт. Почему бы не устроить кинопоказы плёночных фильмов? Например, в кинотеатре «Художественный» сохранилась необходимая для этого аппаратура.
В пропаганду больше не верят
- Вы сказали, что молодёжь нужно воспитывать. Разве не занимается этим современное пропагандистское кино, которое активно снимают российские режиссёры?
- Пропагандистское кино не работает, потому что оно откровенно плохое. Его снимают режиссёры, которые не верят в то, что снимают, идут на компромисс с собственной совестью. Поэтому и получаются «мёртвые» картины. Помните, какое потрясающее кино выпускали в 1920-х гг.? «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Александра Разумного, «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина... Какое шедевральное пропагандистское кино снимали режиссёры, которые свято верили в идеи революции! А позже, в конце 1930-х гг., когда Сталин объявил соцреализм единственно возможной культурной концепцией, тогда кино стало мёртвым. Когда режиссёр сам не верит в те идеалы, о которых снимает фильм, кино становится штампованным, безжизненным и очень скучным. Сегодня очень много снимают про события Великой Отечественной войны, про полёт Гагарина в космос. Действительно, это важные в нашей культуре идеи, которые могут дать общую национальную идею, вот только режиссёры зачастую дискредитируют их, снимая кино, которое не хочется смотреть.
- 2016-й был объявлен Годом кино. Значит ли это, что самарцев ожидают и показы фестивальных фильмов, и многое другое?
- Ну, какие-то события в городе, конечно, запланированы. Например, уже известно, что в Самаре откроется музей-квартира Эльдара Рязанова, будут и традиционные фестивали. Мемориальный комплекс - это прекрасно, но нужно знакомить зрителей и с современным кинематографом. Сами мы планируем показы на нескольких самарских площадках. Кроме того, с 9 апреля в городе проходит серия лекций-диалогов «Фёдор Достоевский и кинематограф. За и против», в которых принимают участие ведущие критики и литературоведы города. Так что совсем «Ракурс» из жизни города не уходит.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть