Примерное время чтения: 6 минут
1876

Другое кино. Чтобы зритель пошёл на серьёзный фильм, его нужно воспитать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Самара №15 13/04/2016
Кирилл Шипицин / АиФ

Екатерина Абашкина, АиФ-Самара: Михаил Яковлевич, правда ли, что «Ракурс» прекратил работу в Самаре?

Михаил Куперберг: Нет. В Самаре прекратило работу юридическое лицо «Ракурс», и шаг этот был вполне ожидаем. Мы 10 лет существовали без поддержки, с тех пор как закрылось радио Nostalgi. Но сам проект «Ракурс» будет продолжать работать, пока в Самаре есть зритель, которому интересно умное кино. К сожалению, собирать залы кинолюбителей с годами становится всё сложнее. Да и без поддержки такие организации, как наша, очень редко остаются на плаву.

- Почему сложно собирать залы? Перевелись в Самаре кинолюбители?

- Сегодня люди предпочитают смотреть фильмы дома. В кинотеатры всё больше отправляются за развлечением, за так называемыми «попкорновыми» фильмами, а не ради вдумчивого кино. Как результат, в прокат выходят фильмы, рассчитанные на зрительскую аудиторию от 14 до 22 лет - проще говоря, тинейджеров. Отсюда и стремление к упрощению, к максимуму спецэффектов при минимуме смысла, как это происходит со множеством современных кинолент.

- А куда отправиться зрителю старше 22, у которого от ярких картинок и шаблонных диалогов уже скулы сводит?

- Чаще всего такой зритель остаётся дома и всё больше предпочитает зарубежные сериалы полнометражным фильмам. С одной стороны, лучшие американские режиссёры всё чаще уходят на кабельное телевидение и снимают качественные сериалы. По сути, «Фарго», «Метод», «Настоящий детектив», «Карточный домик» - это то остроумное кино, которое мы потеряли. С другой - многие современные режиссёры сегодня снимают не для зрителя, не заботясь ни о зрелищности, ни об универсальности поднятых тем. По сути, авторское кино стало «фильмом для своих», не рассчитанным на понимание зрителя и потому довольно скучным.

Нужны ли нам кинотеатры?

- Так, может, тогда эпоха умного кино и вовсе уходит в прошлое? Может, будущее за «одноразовыми» фильмами из категории «посмотрел и забыл»?

- Зрителя нужно воспитывать и предоставлять альтернативу, как это происходит, например, во многих европейских странах, где наряду с крупными коммерческими кинотеатрами работает и сеть специализированных малых. В России нет ничего подобного. Разве что в Москве и Санкт-Петербурге можно найти несколько небольших кинотеатров, показывающих немассовое кино.  В сегодняшней России даже музей кино - формально существующее учреждение. А вот когда в 1998 г. этот музей организовал Наум Клейман, в нём в 4-5 кинозалах показывали классику кинематографа, те фильмы, которые нельзя было увидеть ни на широком экране, ни где бы то ни было ещё. Я помню, как приезжал в Москву и все вечера проводил в музее кино. Режиссёр Андрей Звягинцев говорил: «Я получил кинообразование в музее кино». Нечто похожее происходило с режиссёрами французской «новой волны» - Франсуа Трюффо, Жаном-Люком Годаром, - которые сами себя называли «синематечными крысами». Они учились не в университетах, а в синематеках. А в России сегодня нет площадки, где можно познакомиться с кинодокументами, с классикой кинематографа.

- Ну, Самаре вряд ли светит такая роскошь...

- Почему? Вы знаете, например, что в Самаре работал киноархив, где собрана отличная коллекция фильмов на плёнках. Там, например, хранятся почти все фильмы Андрея Тарковского. И всё это богатство лежит мёртвым грузом с 2008 г., когда киноархив был закрыт. Почему бы не устроить кинопоказы плёночных фильмов? Например, в кинотеатре «Художественный» сохранилась необходимая для этого аппаратура.

В пропаганду больше не верят

- Вы сказали, что молодёжь нужно воспитывать. Разве не занимается этим современное пропагандистское кино, которое активно снимают российские режиссёры?

- Пропагандистское кино не работает, потому что оно откровенно плохое. Его снимают режиссёры, которые не верят в то, что снимают, идут на компромисс с собственной совестью. Поэтому и получаются «мёртвые» картины. Помните, какое потрясающее кино выпускали в 1920-х гг.? «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Александра Разумного, «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина... Какое шедевральное пропагандистское кино снимали режиссёры, которые свято верили в идеи революции! А позже, в конце 1930-х гг., когда Сталин объявил соцреализм единственно возможной культурной концепцией, тогда кино стало мёртвым. Когда режиссёр сам не верит в те идеалы, о которых снимает фильм, кино становится штампованным, безжизненным и очень скучным. Сегодня очень много снимают про события Великой Отечественной войны, про полёт Гагарина в космос. Действительно, это важные в нашей культуре идеи, которые могут дать общую национальную идею, вот только режиссёры зачастую дискредитируют их, снимая кино, которое не хочется смотреть.

- 2016-й был объявлен Годом кино. Значит ли это, что самарцев ожидают и показы фестивальных фильмов, и многое другое?

- Ну, какие-то события в городе, конечно, запланированы. Например, уже известно, что в Самаре откроется музей-квартира Эльдара Рязанова, будут и традиционные фестивали. Мемориальный комплекс - это прекрасно, но нужно знакомить зрителей и с современным кинематографом. Сами мы планируем показы на нескольких самарских площадках. Кроме того, с 9 апреля в городе проходит серия лекций-диалогов «Фёдор Достоевский и кинематограф. За и против», в которых принимают участие ведущие критики и литературоведы города. Так что совсем «Ракурс» из жизни города не уходит.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах