aif.ru counter
36

«Мартышка» для богатых

Идёт дебилизация

- Сергей Анатольевич, вам не кажется, что в нынешнем обществе потребления такое же отношение и к искусству: мы богаты, сыты и ухоженны, теперь подайте нам развлечения…

- Кто богат, сыт и ухожен, «заказывает музыку», какую хочет. Беда в том, что «хозяин-барин» чаще хочет «мартышку». На языке продюсеров «мартышка» - это то, что «пипл хавает». К примеру, Сердючка или три девушки, очумело оравшие на «Евровидении» про свои попы... Частные лица нередко тратят на праздники больше денег, чем солидные организации. Как правило, это связано с требованием привлечь в программу московских знаменитостей. Так, за выступление Игоря Саруханова c группой в течение 50 минут в одном самарском отеле заказчик заплатил столько же, сколько за работу там же 50 самарских исполнителей в течение 6 часов (!). В их числе был и отличный самарский ансамбль с программой куда интереснее, чем сарухановская.

В целом, на мой взгляд, рост материального благосостояния отдельной категории населения явно приводит к оскудению духовного благосостояния всех - и богатеющих и всё страшнее беднеющих. Одним, несмотря на достаток, в голову не приходят мысли о меценатстве. Другие озабочены, как бы выжить. Им и книгу почитать - нет настроения. Разве что в дурацкий «ящик» посмотреть. На этом фоне развивается равнодушие к прежним высоким достижениям в области культуры и искусства. Наша дикая демократия (читай, «вседозволенность») оказалась пагубной для культуры. Дебилизация россиян идёт полным ходом. Выражения, издревле считавшиеся на Руси нецензурными, непечатными, сегодня ежедневно подаются с телеэкрана, как норма.

Публика с хорошим вкусом есть

- Может, настоящее искусство слишком элитарно? А для более демократичной публики просто нет достойных коллективов?

- Отличные профессиональные исполнители разных жанров в Самаре, разумеется, есть. К тому же я много раз замечал - настоящее трогает всех. Но трудно привести людей, особенно молодых, в зал на программы высокого искусства или уговорить заказчика включить в программу что-то порядочное. Есть наши артисты, не уступающие столичным в мастерстве, но у них нет средств на «раскрутку». А «если тебя нет в телевизоре, тебя вообще нет» - это сознают все профессиональные исполнители. В то же время рынок развлекательной индустрии города наводнили «артисты», большинство из которых, по выражению экс-директора ДКЖ им. Пушкина Владимира Иванова, «способны только вертеть задом между столиками». В основном это молодёжь, вступающая в жизнь и рассчитывающая на лёгкий хлеб. Обычно запала хватает года на два-три.

Интересные номера появляются редко. Я недавно обзвонил несколько эвент-агентств, спрашивал про их оригинальные номера - все, как сговорились, предлагают в первую очередь стриптиз, лесби-шоу и т.п.

- Получается, самарская публика не виновата и вынужденно ест, как вы говорите, что ей предлагают... Как вы, кстати, оцениваете культурный уровень самарцев?

- Я в некоторой растерянности. Лучше приведу пару забавных эпизодов. Как-то гастролёры давали в Самаре пьесу Маркиза де Сада. Казалось бы, само имя автора должно оттолкнуть нормального человека от посещения спектакля (о немногих свихнувшихся эстетах не говорим). Но пространство перед филармонией за несколько кварталов было буквально запружено дорогими машинами!

Спустя время в том же зале блестяще прошёл концерт Кубанского казачьего ансамбля. Программа запомнилась всем как яркий праздник здорового искусства, был переаншлаг. Но ни одного (!) автомобиля перед филармонией не стояло - ни дорогого, ни дешёвого. И другой пример. Сопрано Дарья Демидова давала сольный концерт в ДКЖ им. Пушкина. Программа в двух отделениях включала шедевры вокальной классики. Несмотря на то, что афиши висели всего несколько дней и единственная рекламная статья вышла в одной газете за день до концерта, зал оказался полон, концерт прошёл великолепно. Через два дня там же был концерт, в нём участвовали чуть не все «звёзды самарской эстрады» - около 30 исполнителей. Программу довольно долго рекламировали несколько местных СМИ, но зал заполнился лишь на треть, большей частью знакомыми выступавших. Вот и разберись, что поставить самарской публике в плюс, а что в минус. Ясно только, что публика с хорошим вкусом ещё осталась - это лучшие. Не хочется верить, что такие люди со временем исчезнут совсем.

Жив русский дух

- А можно «подтянуть» вкус остальных?

- Надо работать. Самарские зрители готовы принять хороших местных исполнителей разных жанров и на концерте, и на «корпоративе», а не только убогих поп-певцов под «минусовку» и шоу-балеты, которых сегодня чаще всего предлагают. Большинство-то столичных «звёзд» на самом деле только в провинции и зарабатывают. Пользу Родине их деятельность не приносит, скорее наоборот - человеку шоу-бизнес часто наносит моральный вред. Очень хотелось бы видеть организаторов концертов, предлагающих сценические действа, несущие людям духовное оздоровление.

К нам как-то обратились из ОАО «ВОЛГАБУРМАШ» по поводу юбилея, сообщив, что предыдущий праздник им провело московское агентство «дорого и немило». Публика - рабочие и служащие предприятия - осталась недовольна. После нашей работы, которая, кстати, включала разножанровые номера и закончилась классикой, овации не смолкали… А в финале юбилейных празднеств другого старейшего завода я увидел слёзы на глазах благодарных и растроганных виновников торжества - значит, им наши «песни» действительно помогут «строить и жить»! В последние годы, обсуждая программу праздника, в ответ на предложение пригласить и баяниста я часто слышу такую дикость: «Да что вы! У нас фирма крутая - нам баян не нужен!». Почти всегда приглашаю хорошего музыканта на свой риск. И ни разу не было, чтобы это не имело успеха - в конце праздника нет ничего лучше, чем общее пение знакомых песен под баян - жив ещё русский дух...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах