Передвижники возвращаются. В Самарском музее открылась уникальная выставка
В пятницу, 30 октября в Самарском художественном музее начинает работу новая выставка «Передвижники: образ эпохи», где каждый может познакомиться с полотнами, созданные художниками в годы расцвета товарищества. В этом году исполняется 150 лет с основания объединения русских художников, чьи картины вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Экспозиция будет открыта до 17 января 2021 года.
В Самарском художественном музее зрителей ждут портретные и жанровые образы И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова и других участников товарищества.
Куратор выставки, главный научный сотрудник отдела русского искусства второй половины XIX начала XX века Государственной Третьяковской галереи Светлана Усачева рассказывает, что искусство передвижников разнообразно, умно, необычайно глубоко и емко показывает историю нашей страны. Многие полотна не утратили актуальность и в наше время. По ним мы можем узнать свое прошлое и настоящее. «Передвижники писали современную жизнь с большой любовью и уважением, с желанием показать действительность во всех ее проявлениях. Не случайно они были в художественном авангарде той эпохи», - отмечает искусствовед.
Произведения живописцев сохранили для потомков облик выдающихся и рядовых представителей русского общества второй половины XIX века. Картины мастеров показывают жизнь во всей её полноте, с глубоким интересом к реальным судьбам и повседневным событиям. Не случайно два основных жанра, которые предпочитали передвижники – это портрет и бытовая картина со сценами из жизни творческой и разночинной интеллигенции, городских и сельских обывателей. Расцвет отечественной науки и культуры воплощают портреты философов и ученых, артистов и музыкантов того времени.
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сообщила, что собрание полотен включает в себя более 30 картин. Среди них такие шедевры как «Студент» Н. А. Ярошенко, портрет кисти Ильи Репина писателя Забелина, портрет самого Репина, ранние работы Михаила Нестерова и многие другие полотна, специально подобранные для этой коллекции.
«Большим событием стало открытие ещё раз искусства передвижников, которые довольно не были в фокусе внимания, в силу того, что много времени их работы считались клише развития художественной мысли. Сейчас мы снова начинаем возвращаться к искусству передвижников, открываем новые слои и пласты смыслов, среди которых глубокое сочувствие и внимание к простому человеку и его жизни», - отметила Зельфира Трегулова.