Работы Натальи Пятковой украшают стены храмов в России и Ближнем зарубежье . Иконы сызранского мастера находятся в частных заграничных коллекциях.
В свое время они были преподнесены в дар Патриарху Алексию II, Президенту России Владимиру Путину. Одна из работ есть в коллекции дома Романовых.
В спокойных и мягких тонах
С 1996 года Наталья Пяткова занимается реставрацией работ знаменитого сызранского иконописца Александра Бочкарева и возрождением традиций местной иконописи. Сейчас Наталья - хранитель местной школы данного промысла. Её муж Юрий Пятков во всем ей помогает: готовит доски для икон, занимается золочением, подготовкой стен для росписи. Фрески мастеров можно увидеть в Казанском соборе в Сызрани, в храмах в Шигонах, в селе Рамено и казахстанском Кустанае. Узнать иконы, написанные в сызранской традиции, можно по особым оттенкам и удивительной технике рисунка.«В основном в палитре используются спокойные тона - все оттенки охры и оливкового, детальная прорисовка орнамента на одеяниях и белый фон. Мы никогда не наносим румянец на лики. Техника рисования - мелкими штришками - «сеточкой», за счет чего создается мягкий переход от темных оттенков к светлым. Благодаря этому приему изображение получается объемным», - рассказывает мастер. Иконописец уделяет много внимания деталям и лику - прописан весь образ от ресниц до текстуры кожи и тканей. Это непростая задача, ведь иконы по традиции пишут темперой - красками на осно-ве обожженной глины и яичного желтка. Этот материал не является таким гибким, как, к примеру, масляные краски. Темпера быстро высыхает, поэтому для работы с ней нужны точность и мастерство. Один неверный штришок - и ошибку сложно исправить. Зато оттенки получаются глубокие и не светлеют при высыхании. Разведенные темперные краски долго не хранятся, поэтому иконописцы постоянно их обновляют.
«Это в средние века художники растирали травы или сажу для красок. Сейчас можно приобрести готовый натуральный пигмент и развести его яично-водной эмульсией», - поясняет художник. Выбор кистей также важен для работы. В основном рисуют «белкой» и «колонком», а ни в коем случае не щетиной и не синтетическими кисточками. После того как лик написан, его покрывают масляным лаком, олифой, чтобы придать доске долговечность. Сейчас лики в основном пишут на липовых досках, хотя классический материал для основы - это кипарис. Ранее лучшие подарочные иконы создавали именно на кипарисовых досках. В целом в России для иконописи также использовали доски из сосны и другого недорогого дерева. При должном уходе иконы могут храниться столетиями. Чтобы написать одну икону, мастеру нужно порядка трех месяцев.
Благословленное искусство
Где же можно научиться иконописи? Как пояснила Наталья Пяткова, в нашем регионе в основном этим занимаются школы при храмах и православных институтах, в столице - при центрах реставрации. «К сожалению, у нас в Сызрани нет таких мастерских. Хотелось бы передать традиции живописи, у меня есть такая потребность. Может быть, после того как снимут ограничения из-за ковида, появятся ученики. У нас теперь есть мастер-ская», - делится планами художник. В свое время Наталью благословил на написание икон архимандрит Волоколамский и Юрьевский Питирим. «Мы получили благословление на первой нашей выставке в 1991 году в Москве, в Доме дружбы народов. У нас есть также благословления от епископа Сергия Самарского и Сызранского и от патриарха Алексия II», - говорит художник. Икона «Распятие Господне» на белом фоне, написанная со старинной иконы конца XIX-начала XX века, работы Алексея Бочкарева была передана Президенту России Владимиру Путину. Некоторые иконы - на военных кораблях, например в Калининграде, а также в монастырях и храмах России и за рубежом. Полюбоваться на работы мастеров можно в залах Самарского художественного музея. Выставка Сызранской школы иконописи будет открыта до 7 апреля.