Примерное время чтения: 5 минут
2290

«Фабрика грёз» на Волге. Станет ли Тольятти центром кинематографии?

В киноиндустрии страны наметился новый тренд. Теперь российские регионы перестали быть только фоном для съемок фильмов и сериалов. В них начинают самостоятельно создавать кино с местным колоритом.

В июне в Тольятти объявили о создании кинокластера. Планы амбициозные: это и своя киношкола, и развитие кинопроизводства, и создание проектов для новых медиа- и цифровых продуктов с использованием технологий AR/VR . По силам ли нашим специалистам от киноиндустрии создать альтернативу традиционным центрам Москвы и Санкт-Петербурга?

Фильм «Сокровища Разина» режиссера Романа Каргаполова в сентябре представят на кинофестивале в Италии.
Фильм «Сокровища Разина» режиссера Романа Каргаполова в сентябре представят на кинофестивале в Италии. Фото: Центр Российского кино в Тольятти

«Верный» помог

Кинематографисты Автограда признаются, что в городе не было бы своего художественного кино, если бы не фильм «Костя» («Верный»). Это история на основе реальных событий 90-х годов. Преданный пёс восемь лет жил на обочине, где в аварии погибли его хозяева. Жителей Тольятти настолько тронула эта история, что верной овчарке поставили памятник. А в 2016 году о тольяттинском Хатико сняли фильм. Его посмотрели более 10 миллионов раз. Права на прокат приобрели кинотеатры в 22 регионах России.

Режиссёр фильма Роман Каргаполов признается, что изначально снимал кино для друзей и не ожидал, что «Костя» попадёт в федеральный прокат.

«Никогда не знаешь, понравится ли твоя работа зрителям. Это не зависит от бюджета или от присутствия в кадре звезд. Фильм обязан быть хорошим, вот и всё», - подчеркивает режиссёр. У тольяттинской команды готов новый фильм - «Сокровища Разина».

«Уже прошли закрытые показы в Москве, в Самаре, на Мальте и в Италии. Нас пригласили на ежегодный кинофестиваль российского кино в Италии «Премия Феликс», который состоится в сентябре», - говорит Роман. В планах у кинематографистов ещё одни съёмки полнометражного фильма - «Икона». В его основе - события, которые произошли в селе Ташла сто с лишним лет назад. В фильме впервые будут принимать участие не только местные актёры, но и российские звёзды.

Игра вдолгую

Руководитель регионального представительства Молодёжного центра Союза кинематографистов России Андрей Антипенко более четырех лет занимается организацией и продвижением кинокластера в Самарской области. По его мнению, для создания такого проекта нужна сильная команда.

«В Тольятти мы можем создавать фильмы полного цикла - от идеи и сценария до выхода в прокат. Имея внутри региона такую команду, мы представляем интерес для большой индустрии, уже к нам начинают приезжать на съемки. Кроме того, снимаем кино в других регионах. Поверьте, так не везде. Например, в соседнем Татарстане выпускают большое количество фильмов, но зачастую киноленты остаются внутри региона. Чего не скажешь о феномене якутской и бурятской киноиндустрии, которая очень востребована и за пределами малой родины», - отмечает Андрей Антипенко.

По словам Антипенко, основная проблема для специалистов-кинематографистов в регионах - это простои. Во время больших перерывов теряешь квалификацию. Зато создание электронного контента мирового уровня на «YouTube», «TikTok» и других интернет-платформах дадут возможность специалистам, которые работают в Тольятти, постоянно быть при деле.

Чтобы запустить кинокластер, в Тольятти в год нужно снимать не менее пяти полнометражных фильмов. Для этого нужны средства.  Не каждый фильм покрывает свои расходы. Как известно, кино - инвестиционный бизнес. Например, в Голливуде окупается каждый десятый фильм, зато один проект может покрыть многократно предыдущие расходы. Однако до западной «фабрики грёз» пока далеко. Региональное кино живёт на частные инвестиции и доходы от скрытой рекламы. И только недавно к его созданию начали привлекать государственное финансирование.

Егор Чичканов, режиссёр
- Киноиндустрия сейчас устроена таким образом, что, к сожалению, в большинстве регионов отсутствует организованный процесс кинопроизводства. Именно поэтому я в своё время уехал из Самары в Петербург, а затем в Москву. В столице сконцентрированы все студии, весь продакшн. Из Москвы пишут истории о провинции. В большинстве случаев их снимают также в Москве. Но если нужен уникальный морской пейзаж, фактура для летней истории, естественно, поедут на место. Развитие региональной киноиндустрии - это точно не быстро. Кроме системы налоговых возращений, если съёмки проходят в регионе, я не могу пока назвать преимуществ таких съёмок. Это очень дорого и сложно. Поэтому пока вижу два пути для развития регионального кино. Во-первых, создавать творческий кластер, атмосферу кузницы кадров, свой творческий котёл. У нас же есть феномен якутского кино, где фильмы снимаются на свои собственные средства для местных зрителей. Внутри региона они собирают достаточно средств на прокате, так что окупают киноленты и зарабатывают на этом. Во-вторых, создавать такие условия, чтобы из Москвы люди приезжали снимать кино в подготовленные павильоны. У нас богатая фактура по всей стране, всё это красиво, самобытно и хорошо смотрится в кадре.

Шанс для талантов

В августе в областной столице  стартует работа над проектом самарского режиссёра, выпускницы ВГИКа Яны Ксениной. Она защитила свой  дебютный проект - фильм «Птичка». Это история о Великой Отечественной войне, в которую вплетена современная сюжетная линия. По задумке режиссёра короткометражная кинолента поможет стереть непонимание и временную грань между поколениями. Режиссёр уже получила грант от Союза кинематографистов РФ в размере 500 тысяч рублей на съёмки. Однако для создания короткометражной ленты Яна пока вынуждена привлекать столичный продакшн.

«Я столкнулась с тем, что кадрового резерва у нас в городе для съёмок кино нет. Речь идет о технических работниках - осветителях, художниках по свету. Везти их на съемки дорого, ведь им нужно снимать жилье. Мы только подходим к тому, что нужно обучать людей на «вторые» специальности. Потенциал для этого в регионе огромный», - отмечает Яна. Она готова сделать свой вклад в развитие местной киноиндустрии и привлекать на съёмочную площадку ребят из Тольятти и Самары, чтобы те учились у своих столичных коллег.

В Самарской области постепенно складывается свой пул молодых режиссёров, которые недавно окончили ВГИК и уже успели заявить о себе. Среди них тольяттинка Дарина Умнова, выпускница курса Сергея Мирошниченко. В этом году она стала лауреатом питчинга документального кино с проектом «Любовь на миллион 2». Проект уже получил 1 млн рублей. Ещё один талантливый режиссёр Саша Кармаева окончила курс Владимира Меньшова. Известность ей принесла короткометражка «Как папа маме стырил снег». В прошлом году лента стала лучшей среди короткометражных фильмов о семейных отношениях.

Марк Буров, заместитель директора военно-исторического клуба «Патриоты»
- В технопарке «Современник» делаем единый дизайн-проект кинокластера, который станет точкой притяжения для жителей Тольятти. Там будет школа кино, где помимо режиссёров и актеров будут готовить специалистов технических профессий, которых остро не хватает в регионах. Там же будет располагаться локальная киностудия с помещениями для звукозаписи и видеомонтажа. По предварительным подсчётам на проект нужно порядка 100 млн рублей. Программу в скором времени представим на форуме в Великом Новгороде.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах