Примерное время чтения: 7 минут
331

Самара - «бескультурная» столица Поволжья?

Фото: АИФ

Скульптура для души

Хотя вот уже много лет инициативные горожане предлагают множество всяких «штуковин» и «ерундовин», среди которых было бы приятно гулять самарской публике. Фантазия земляков бьёт ключом. Они мечтают увековечить образ самарской красавицы, установить в виде скульптуры баян, создатель которого якобы жил в Самаре, в мыслях видят парящий в воздухе гараж из одноимённого фильма Эльдара Рязанова (тоже нашего земляка). Буратино - герою книг Алексея Толстого, детство которого прошло в Самаре, тоже должно, по мнению земляков, найтись место в Самаре.

А Сергей СОРОКОУМОВ хотел бы поставить в Самаре памятник рублю как главному инструменту самарского купечества. Историк Пётр КАБЫТОВ не перестаёт говорить о годе российской истории, объявленном президентом, и напоминает властям про обещанный многие годы назад памятник основателю Самары князю Засекину и одной из ключевых фигур Самары - губернской столицы Петру Алабину: - Есть ещё люди, которые заслужили памятник, Фритьоф Нансен, например, своими акциями по сбору средств спасший губернию от голода. Но действительно нет в городе чего-то поэтического, - соглашается профессор с самарцами, ратующими за установку в городе скульптур для души.

Остановили «Музыку»

В Европе лэнд-арт мирно соседствует с помпезными бронзовыми королями. И в Москве число милых деталей городского ландшафта растёт, конкурируя с церетелевскими гигантами по количеству зевак. В Ижевске есть памятник пельменю, в центре Омска прямо из канализационного люка вылезает бронзовый сантехник. В Екатеринбурге следы человека-невидимки, выдавленные на асфальте, упираются в стену жилого дома, а влюблённые уральской столицы назначают свидания на «клаве» - 86 бетонных клавиш весом от 100 до 500 килограммов.

Мнение
Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, краевед: - Самара всегда была бедна памятниками. В царское время в городе стояло только три скульптуры: царю Александру II и купцам Шихобалову и Соколову. И сейчас нет такого разнообразия, как, к примеру, в Нижнем Новгороде. Идёшь там по центральным улицам - душа радуется: тут тебе бронзовый уличный фотограф, тут козлик, там - чистильщик обуви, почтальон, гувернантка с малышом. В Самаре же памятники нужно создавать в духе соцреализма: надежные, большие, на высоком постаменте, без мелких деталей, чтобы ни одна хулиганствующая личность ничего с ним не могла поделать.

Вкусы же наших мэров выливались в фонтаны и памятник «шарику» на улице Ленинградской, реконструкция которой затормозилась. Есть, правда, ещё оригинальная особь возле здания ТИСИЗа на Ново-Садовой. Тисизовские работники называют ее «Просто состояние души». Но её ставили на средства самой организации. Главный художник города Вадим КОРАБЕЛЬНИКОВ всё время жалуется на то, что нет дарителей. Это не так. Несколько лет назад в Самаре состоялся второй симпозиум по скульптуре, объединивший ваятелей из нескольких стран темой «Музыка». Шесть композиций, выполненных из уральского мрамора и жигулёвского камня, скульпторы подарили городу. Их предполагали разместить в сквере у театра оперы и балета. Но бюрократы из департамента архитектуры и строительства так и не пустили «Музыку» на площадь.

Лет пятнадцать назад чиновники были порасторопнее - именно дары первого симпозиума скульпторов украсили тогда набережную у Ладьи пятью причудливыми фигурами. Теперь городские власти обещают, что до конца 2012 года в Самаре появятся три новых скульптурных композиции. На пересечении улиц Фрунзе и Льва Толстого планируется установить памятник герою фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» Юрию Деточкину. Скульптурную композицию «Товарищ Сухов и другие» разместят на старой набережной. А памятник, посвящённый столетию самарского тенниса, собираются установить в сквере Пушкина. Пока это всё. Хотя радует, что власти наконец осознали, что даже обсуждение обустройства скверов и площадей поднимает жителям мегаполиса настроение.

Ликвидация главаря

Правда, некоторые известные земляки опять в сомнении: а приживутся ли скульптуры в Самаре? - Неистребим в наших земляках «горчишный» дух, - уверяет краевед Александр ЗАВАЛЬНЫЙ. - Всё снести и сокрушить - это по-нашенски. Зная характер самарцев, он попросил скульпторов заготовить сразу несколько копий памятных досок чешским легионерам. Сами горожане уже соревнуются в «изысканности» слов, которые пишут святым супругам Петру и Февронье на их свитке. Много лет нет покоя боевой группе Василия Чапаева. Самого легендарного комдива обезоруживали трижды, а однажды от скульптурной композиции вандалы отпилили пулемёт. Белоснежные «Волна», «Идущая Клио», «Ра» у Ладьи периодически становятся «мольбертами» для самарских любителей граффити. Да и сама «Ладья», как ни отмывают её работники служб благоустройства, не бывает чистой подолгу. Мемориальную табличку, бронзовые дубовые ветви, знамя и шашку отрывали с памятника на могиле Николая Щорса. А с бюста Михаила Фрунзе у его дома-музея воры как-то похитили голову. В 2008 году неизвестные сорвали с памятника Высоцкому, который установлен у Дворца спорта, бронзовый венок. До этого страдала мемориальная доска на самом Дворце спорта.

Мнение
Иван МЕЛЬНИКОВ, скульптор: - Жаль, что вся эстетика города сосредоточена в центре, а люди, живущие в спальных районах, созерцают «коробки». Они не дают образному мышлению развиваться. Хотелось бы в городе ежегодно проводить симпозиумы по скульптуре. Если бы город выделял несколько миллионов рублей на подобные мероприятия, можно было бы «убить трёх зайцев»: творческая молодёжь перенимала бы опыт, работая под кураторством опытных ваятелей, земляки могли бы наблюдать процесс рождения произведения из камня, а губернская столица получала бы по нескольку скульптур ежегодно и на века.

Чтобы не искушать воров и хулиганов, и в саму конструкцию памятников приходится вносить коррективы. Так, на самарском мемориале воинам-интернационалистам последние «черные тюльпаны» самарские кузнецы с учётом горького опыта изготовили не из меди, а из дешёвого металла. Но есть потери невосполнимые. Про изящную «Русалочку», как прозвали когда-то горожане бронзовую девушку, сидящую у фонтана рядом с автозаправкой на Революционной (бывшей «японкой»), уже мало кто помнит. Скульптуру злоумышленники утащили ещё в девяностые годы. В 2003 году ликвидирован потерявший вид бетонный памятник горлану-главарю Маяковскому на улице Гагарина. Восстанавливать его, судя по всему, никто не планирует.

Скульптор, председатель Самарского отделения Союза художников России Иван МЕЛЬНИКОВ считает, что самарский народ потому и некультурный, что нет на улицах Самары рукотворной красоты. - Между тем городская скульптура не только создаёт уютную городскую среду, но и воспитывает вкус публики. У нас же сама власть необразованна. Однажды работники служб благоустройства помыли мою скульптуру «Дети - фронту» кислотой, а фигуру Алексия и Сергия Радонежского на набережной покрыли белой краской. Хотя бы спросили меня, можно это делать или нет. Ну не красят краской известняк! Этот камень сам с годами набирает цвет! Вот и миниатюрную копию крепости «Шипка» на улице Стара-Загоры в апрельский субботник зачем-то раскрасили синей краской. Маленькая крепостица тут же потеряла своё очарование.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Хотели бы вы больше узнать о самарском поэте Александре Ширяевце?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах