https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
18

Для маленьких лебедей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 26/11/2008

Уже через пару лет на обновлённую после реконструкции сцену Самарского академического театра оперы и балета в спектакле "Лебединое озеро" выйдут первые выпускники хореографического училища.

Открытое при театре два года назад, оно стало инкубатором, где из маленьких неуклюжих утят выращивают прекрасных лебедей.

Первоклашки мои гуттаперчевые

Артёму Попкову одиннадцать лет, а он уже хорошо знает, что такое работа у станка и производственная травма.

- Исполнял батман тандю в пятую позицию, - объясняет он. - Ну, это когда нога открывается и закрывается. И не рассчитал...

Проще говоря, Артём оступился, выполняя одно из балетных движений. На такой случай у него, как и у его товарищей по балетному станку, в школьном портфеле рядом с учебниками и тетрадками лежат какая-нибудь согревающая мазь и пластырь.

Занятия в самарском хореографическом училище начинаются около девяти утра классическим танцем, затем - фортепиано, сольфеджио, гимнастика, ритмика. Вечером сценическая практика - выступления в спектаклях. В промежутках между спецпред-метами - обычные уроки в школе N6. Училище, дающее высшее профессиональное образование, задумывалось как танц-инкубатор для обновлённого после реконструкции театра. И хотя первый выпуск здесь произойдёт в олимпийский 2014 год, студенты-старшекурсники смогут выступать как профессиональные артисты намного раньше.

В училище могут поступать дети после четвёртого класса общеобразовательной школы, имеющие музыкальный слух и, как объяснил директор Геннадий Акачёнок, астенический тип фигуры. То есть в студенты ни в коем случае не примут плотных широкоплечих коротконожек - им дорога в пловцы; у артиста балета - такая специальность будет написана в дипломе после восьми лет обучения в училище - должны быть длинная шея, подвижный тазобедренный сустав, тонкая талия и хорошая выворотность ног. На вступительном экзамене детишек, мечтающих о славе Волочковой и Цискаридзе, обязательно попросят сесть по-восточному - в "лягушку". Пока те стараются, экзаменаторы украдкой взглянут на родителей, прикидывая, в какой "размер" уложится ребёнок лет в 13-14. Если родители по габаритам ближе к "королевскому", их чаду в приёме могут и отказать. Иначе потом раздавшегося в бёдрах и плечах студента придётся отсеять. В уставе училища на сей случай есть формулировка причины отчисления - "как потерявшего необходимую физическую форму".

Но "первоклашкам" училища, десяти-одиннадцатилетним "гуттаперчевым деткам", пока разрешено есть всё, что вздумается, - их организм ещё растёт.

- К тому же бодрым и здоровым нужно быть, чтобы передавать свою энергию зрителям! - добавляет Женя Малинина.

Ещё три месяца назад девочка боялась, что педагог ей что-нибудь сломает, помогая сесть в шпагат. Теперь замечает, что её грациозной осанке и лёгкой походке завидуют другие школьницы. Хотя, признаётся, порой к вечеру очень устаёт.

Стеклопакеты на службе балета

Нагрузки у этих маленьких ребят покруче, чем у иных спортсменов. К тому же раньше кроме мелких травм мышц и сухожилий к неприятностям добавлялась простуда - из оконных щелей здания, построенного 70 лет назад, как их ни затыкай, всё равно дуло. Сейчас во всех зеркальных залах театра установлены деревянные стеклопакеты.

Пока юные артисты уже пятидесятый раз за урок повторяют батман тандю - одно из главных движений классического танца, директор объясняет, почему этому виду хореографии учатся восемь лет:

- На самом деле в балете всего 5 позиций ног и 3 позиции рук. С ними знакомятся уже в первый год обучения. Второй-третий годы уходят на совершенствование пройденных движений. В четвёртом классе идёт шлифовка пируэтов и прыжков. Прима-балерина - это та актриса, что ходит на пальцах так же легко, как мы на полной стопе. Премьер мужского пола прежде всего - партнёр, умеющий легко поднимать партнёршу, высоко прыгать и долго вращаться вокруг своей оси. Но одной техники мало, чтобы передать чувство, а это одно из необходимых условий классического танца, - надо быть драматическим актёром. Поэтому я много раз повторяю деткам, что им просто необходимо много читать. Чтение развивает воображение, фантазию. Иначе можно навсегда остаться ремесленником и не стать Артистом, какой бы красивой механикой ты ни владел.

Кокетки на сцене

Ещё одна опасность на пути к славе - "сценический мандраж". У артиста практически всё получается на репетициях, но только он выходит на сцену - забывает всё, чему учился. Таких неудачников в балете называют "закулисными танцовщиками". Есть и другая крайность. Выйдя на сцену, артист начинает заигрывать, кокетничать со зрителем, демонстрируя исключительную технику, а про образ забывает. И зритель уходит, так и не прочувствовав, почему мы в области балета впереди планеты всей. Хотя до сих пор русская школа балета наряду с французской, датской - в мире одна из самых значительных. А танцоры, получившие закалку в классике, будут нарасхват в других видах танца. К тому же, как заметил Артём, балет развивает и качества, которые пригодятся в обычной жизни, - упорство, внимательность и трудолюбие.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах