Примерное время чтения: 5 минут
119

У каждого своя отвага

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 13/05/2008

В канун праздника Победы наш корреспондент побывал в единственном в России музее Отваги.

Комната для размышлений

- Солдатские письма, "треугольники", написаны карандашом, потому что авторучек в годы Великой Отечественной войны ещё не было, - рассказывает Саша Репин директору музея Отваги тольяттинского лицея N 93 Наталье Ланковой.

Завтра ему предстоит вести экскурсию с второклашками, и он вновь тщательно изучает экспонаты, вместе с директором решая, что будет понятно младшеклассникам, а о чём говорить пока рано. Не беда, что малыши пока минуют стенды про Чечню и "Афган". В музей они придут ещё не раз. Для многих лицеистов музей - это комната для размышлений, здесь у стеклянных витрин можно подумать о высоком вместо того, чтобы беситься на переменке.

Хотя витрин здесь немного - почти сплошной интерактив. Каждый посетитель может постоять у пограничного столба, посмотреть в полевой бинокль в окошко школы, посидеть на "походных" стульчиках защитного цвета. А намотать портянки, натянуть противогаз, примерить фуражку пограничника или заглянуть в прицел ручного гранатомёта "Муха" - тут выстраивается целая очередь.

Школьный музей открыли пару лет назад. Конечно, при создании были трудности. Едва в архивах начали собирать информацию о тольяттинцах, удостоенных медали "За отвагу", у соответствующих служб возникли вопросы. Медаль-то серебряная! Ещё организаторы нервничали, выставляя оружие. Его от "сердца" отрывали дарители, радуя школьников и... своих жён. Теперь школьная экспозиция обладает военным арсеналом в приятном для любого музея количестве.

- Закона о школьных музеях нет. Значит, имеем право хранить его и демонстрировать, - рассуждает директор Ланкова. - Тем более, если бы не устраивали в наших российских школах подобные экспозиции, дети наверняка выросли бы без памяти о великих годах истории нашей страны.

"Живи, папа, живи!"

Не слышав размышлений взрослых, словам о "беспамятстве" вторит школьница Настя Фуфыгина.

- Недавно по телевизору российских людей спрашивали, что они об Отечественной войне знают. И многие не помнили, когда началась война, с кем мы воевали! - возмущается шестиклассница.

Она тоже готовится в экскурсоводы и может рассказать о многих земляках, удостоенных главной солдатской награды - медали "За отвагу". Например, про бойца Красной Армии Ивана Карасёва. Засыпанный землёй при обстреле немецкой авиации, он увидел в бреду свою маленькую дочку, которая пыталась вытащить его со словами: "Живи, папа, живи!". Про Дмитрия Стегалина, прошедшего обе чеченские кампании в составе мотострелковых войск. Вместе с товарищами по оружию он несколько суток штурмовал высоту, а потом по ТВ сказали, что её взяли десантники. У давнего друга школы Сергея Петровича Андреева три медали "За отвагу". На встречах с ветераном ребята с удовольствием слушают все три истории их получения. Как в 1943-м боец вытащил с поля боя сорок раненых, зимой 45-го добыл лошадей для транспортировки орудий, а весной того же года с несколькими смельчаками захватил аэродром фашистов.

Народный памятник

Все поколения российского воинства впервые сошлись вместе на открытии во дворе школы памятника воинам, награждённым медалью "За отвагу". Он поистине народный - средства на памятник собирали всем миром. Открыли его три года назад в День пограничника не случайно. Первый рядовой Советской Армии, награждённый медалью "За отвагу", был пограничником.

- Иногда гляну в окно, а перед памятником то одуванчики лежат, то тюльпанчики, и актов вандализма у нас ни разу не случалось, - радуется директор и жительница города, где по статистике "трудных" детей больше, чем в других городах области.

Ветераны трёх войн бывают здесь не только в праздники. Один приходит к школьникам с "политинформацией", чтобы обсудить текущий момент - вчерашние новости. Другой старый вояка учит мальчишек азам военного искусства. "Навоевавшись" вместе с дедами, ребята начинают фантазировать. "И как если бы школа горела, а мы бы вытащили всех ребят и учителей. И как помогли бы сбитому машиной человеку, и как сняли бы кошку с крыши"... В общем, по признанию Саши Репина, "завидуют героям Великой Отечественной "слабой завистью".

Спасти мир, если нужно

А в жизни всегда есть место подвигу. В этом убеждает оригинальная экспозиция музея. Через комнату, вход и выход которой опутаны "нитями времени", экскурсанты из военного прошлого попадают в современность. Можно ли быть отважным в мирное время? Огромные фотографии помогают с ответом. Вот Антон Чубаркин, тольяттинец, первым в мире совершивший поход к Северному полюсу на собаках; Иван Душарин, альпинист, в составе российской экспедиции покоривший высочайшую вершину планеты Эверест. Разве они не смельчаки? И мальчишки, прежде с азартом "пакующиеся" в армейские портянки, с рвением примеряют "снежное" снаряжение, подаренное музею героями-земляками.

В музее можно примерить не только одежду героев. Тест "У каждого она своя", составленный умным, а главное - добрым психологом, позволяет ребятам примерить на себя и саму отвагу. Выбери, кто ты: экстремал, профессионал, спасатель, танк, таран или лицедей. Ребята ликуют - каждый подходит под какой-то тип отважного человека. Разница лишь в масштабах: ты - человек, качественно выполняющий порученное дело, или человек-факел, спасающий мир, если, конечно, потребуется.

За спором, кто есть кто, юные экскурсоводы не заметили, что давно прозвенел звонок на урок. Встала проблема - как объясниться со строгой учительницей информатики. Для этого тоже надо чуток отваги...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах