aif.ru counter
16

УКрощение коммунальщиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 18/01/2008

За пару месяцев до Нового года многие самарские собственники квартир, так и не создавшие ТСЖ и не выбравшие иной способ управления своим многоквартирным домом, получили приглашение заключить договор с управляющей компанией (УК) на коммунальное обслуживание.

Страшно, когда непонятно

Право на управление "неопределившимися" домами этим компаниям досталось по конкурсу, который провела мэрия Самары (этого требует реформа ЖКХ). УК торопят народ скорее подписывать договоры. Но жильцы подмахнуть документ не спешат.

Судим об этом по звонкам в редакцию читателей, уже получивших договор на руки.77-летний Валентин Петрович Усков, говорит, изучал его несколько дней. Шесть страниц мельчайшего текста хоть с лупой читай. Намучившись, решил, что УК специально это делает, чтобы жильцы подписывали договор не глядя. Но он документ одолел и решил: такой договор ущемляет его права, "потому что в нём много непонятного". По словам Валентина Петровича, в их доме в основном живут пенсионеры. Договоры подписывать боятся, вдруг УК обдерёт их, как липку. Оно и понятно. Управляющие компании, получив "свой" жилфонд, общаются с жильцами, как начальство с подчинёнными. Разъяснениями себя не утруждают. Соседи, зная, что Усков чуток в коммунальных вопросах смыслит, идут к нему. Он, несмотря на недавний инфаркт, решил разобраться в проблеме. К нам в редакцию обратился за подмогой.

Непонятное "расшифруй"

По нашей просьбе читателя проконсультировала член рабочей группы по реформе ЖКХ при облправительстве Надежда Курапова. Договоры разных УК мало чем отличаются, потому её разъяснения полезны многим.

- Договор с УК придётся подписать всем собственникам, которые сами не выбрали способ управления своим домом, - подтвердила Надежда Ивановна. - Ведь кто-то должен обеспечивать дом теплом, водой, обслуживать. Выполняется это на основании договоров. Но помните, подписывают договор две стороны - УК и собственник, и они равноправны.

В договоре пенсионера Ускова Надежда Ивановна явных противоречий законодательству не нашла. Но изъяны обнаружила:

- Он размыт, контролировать работу компании жилец практически не может. В договоре сплошь общие фразы: что квартплату и коммунальные услуги жильцы оплачивают по нормативам, установленным органом местного самоуправления; что при невыполнении работ, предусмотренных договором, или оказании услуг ненадлежащего качества собственник вправе потребовать перерасчёт. Но это на бумаге. В реальности перерасчёт коммунальщики делают, если надолго вырубают воду или тепло. А вот если неделями не убирают двор, по такому договору перерасчёта не будет - ведь статья "содержание жилья" в квитанции на оплату не расшифрована. Потому вычленить невыполненную или плохо выполненную услугу невозможно.

Есть в этом договоре ещё одно лукавство - уборка подъездов внесена в дополнительный перечень работ и услуг. А по постановлению Госстроя РФ (N 170 от 27.09.2003 г.) уборка мест общего пользования в обязательном перечне.

Разногласия - в протокол

Улучшить договор можно. Для этого надо составить до его подписания протокол разногласий. В него обязательно включите пункт о составлении акта технического состояния вашего многоквартирного дома на момент передачи его в управление УК. Это понадобится, если жильцы решат судиться, добиваясь средств на капремонт, который своевременно не сделал прежний собственник (муниципалитет), как того требует Закон "О приватизации жилого фонда в РФ".

Стоит включить в протокол и пункт о расшифровке стоимости всех услуг, предоставляемых по договору; и требование об обязательном отчёте УК раз в квартал перед собранием собственников или путём размещения информации в ЖЭУ о том, на какие работы и сколько денег израсходовано.

Оформлять протокол разногласий надо с умом. Сначала излагаете пункт договора, с которым вы не согласны, рядом с ним - то, что предлагаете вы. Чтобы УК не проигнорировала протокол, его должны подписать больше половины собственников квартир в доме. Если компания отказывается обсуждать разногласия, записанные в протоколе, на неё можно подать в суд.

Изменений не заметили

На улучшение коммунального обслуживания от новой управляющей компании Усков прозорливо не надеется. По крайней мере за два месяца её работы жильцы изменений не заметили. Что не странно - по сути, сменилась лишь вывеска. В УК, участвовавших в конкурсе на право управления "бесхозными" домами, в основном работают те же люди, что и в прежних коммунальных конторах. Юридический статус они сменили, став акционерными обществами, а работают, как привыкли. Вот и вся реформа. Пенять жильцам, мол, надо было организовать ТСЖ и самим управлять домом, язык не поворачивается. В ветхих "хрущёвках" живут, как правило, старики. Им коммунальные нововведения не по силам.


Если вы недовольны обслуживанием своего дома

Имеете право потребовать от УК:
- безвозмездно устранить недостатки;
- уменьшить цену услуги;
- возместить ваши расходы по устранению недостатков.
Требования УК надо предъявлять в виде письменной жалобы - либо по почте с уведомлением; либо вручать собственноручно, настаивая на отметке о получении на втором экземпляре. Срок ответа на жалобу - 30 дней.

Куда жаловаться на плохую работу УК
1. Государственная жилищная инспекция - 443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 48. Тел. (846) 332-41-66.

2. Управление Роспотребнадзора по Самарской области - 443079, г. Самара, ул. Митирёва, 1. Тел. (846) 260-38-25.

3. Управление по технологическому и экологическому надзору - 443035, г. Самара, ул. Нагорная,136а. Тел. (846) 933-20-38.

4. Центр гигиены и эпидемнадзора (анализ питьевой и технической воды). 443079, г. Самара, ул. Митирёва, 1. Тел. (846) 260-37-97.

5. Уполномоченный по правам человека в Самарской области. 443100, г. Самара, ул. Маяковского, 20. Тел. (846) 337-29-03.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах