Примерное время чтения: 6 минут
124

Архитектурные муляжи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2007

Перед квадратным метром, который стоит тысячи долларов, памятникам архитектуры устоять сложно.

В итоге под натиском застройщиков старая уютная Самара теряет своё лицо. А с 1 октября её уничтожение может пойти ещё быстрее - с этого дня снимается мораторий на приватизацию памятников федерального значения, которых в губернском центре около полусотни. Правда, по словам замруководителя Поволжского управления Росохранкультуры Дмитрия Лакоценина, каждому будущему собственнику вместе с разрешением на приватизацию вручат и пакет документов с перечнем специальных охранных обязательств, которые он обязан будет выполнять.

Дом-памятник трещал по швам

На деле, может статься, что беспокойство по поводу памятников станет уделом Росохранкультуры и общественности. Заинтересованный люд за десятилетие строительного беспредела преуспел в избавлении от всего, что ему мешает.

Взять прошлогоднюю историю с польским костёлом. Старейший памятник чуть не ушёл в частные руки, так как юридическая казуистика позволяет разделить номера строений на литеры вплоть до собачьей будки, а потом по отдельности продавать. Костёл едва отстояли. Ещё пример: особняк по ул. Садовой, 166, где в войну размещалось бельгийское посольство. Предыдущая мэрия разрешила строительство жилой высотки на месте "деревяшки", но в охранной зоне памятника. Пока разбирали "гнилушку", дом-памятник по швам трещал. Осталось дождаться, когда он сам развалится, или "нечаянно" задеть памятник бульдозером - и на его месте можно сооружать парковку. На законных основаниях.

Заграница нам поможет?

Сносить исторические постройки можно "в связи с аварийностью" или "в связи с полной физической утратой". Такая судьба, похоже, ждёт несколько самарских строений XIX века. Пустыми глазницами окон смотрит бывший Коммерческий клуб на ул. Куйбышева, 104. Агонию бывшей кухмистерской фон Вакано на ул. Красноармейской, 4 горожане наблюдают несколько лет. Там украли ворота, вынесли всё изнутри. Цветные витражи замазали краской и (это называлось "первым этапом противоаварийных работ") обшили дом досками и металлом. Теперь всё зависит от собственника. Ходят слухи о передаче здания итальянцам под ресторан. Вдруг они отреставрируют его как надо?

Почти безнадёжно здание по ул. А. Толстого, 3. Сейчас оно на балансе областного министерства имущественных отношений. Письма из Росохранкультуры о ценности этого памятника чиновники министерства кладут под сукно. А ценность велика и историческая (это дом первого самарского губернатора, до него здесь стояла изба воеводы Засекина), и архитектурная - редкий в Самаре пример чистого классицизма без эклектических "добавок". Построил его, к слову, предок германского экс-канцлера Шрёдера. Может, спасать дом позовём немцев?

21-й, как называют его архитекторы, квартал - ядро уездного, а затем и губернского города - уничтожается.

- Представляю, сколько сил потратили наши силовые структуры, чтобы особняк Сурошникова окопать и подвести к саморазрушению, - возмущается председатель общественной организации "Самарский собор" Галина Рассохина. - А ведь при прокладке коммуникаций там обнаружили деревянные "хвосты" от бастионов Самарской крепости.

Разваливается особняк Субботина (ул. А. Толстого, 30), где был устроен первый в Самаре семейный театр. Приватизация квартир в доме по ул. А. Толстого, 50 привела к тому, что от грандиозного здания дворянского собрания с огромным танцзалом остались лишь обшарпанные колонны.

К истории отношения не имеют

Надо спасать то, что ещё можно спасти, твердят в министерстве культуры. На деле епархия Ольги Рыбаковой часто оказывает охранным органам медвежью услугу. Чего стоит письмо "о надругательстве над телами умерших" на тольяттинском старом кладбище, где идут спасательные археологические работы - вода вымывает захоронения. Зато с лёгкой руки минкульта в Иверском монастыре раскопали некрополь. Зачем потревожили прах предков?

Культурному ведомству "помогает" муниципальная власть, раздающая всем подряд разрешения на ремонт памятников. Вот здание по ул. Степана Разина, 126.

- Когда-то в этом особняке оригинальной архитектуры был музей Горького. Ныне дом обшит сайдингом и ничего общего с оригиналом не имеет, - говорит Д. Лакоценин. - Или здание областного суда. Комиссия по приёму ремонтно-реставрационных работ сделала мелкие замечания по фасаду, выходящему на площадь Революции. Не обратив внимания, что тыл здания закрыт металлопластом, под которым стены могут мокнуть и гнить. Особняк Курлиной "Векторстройпроект" проектировал... по снимкам. Нескончаемый ремонт усадьбы Шихобалова (ул. Венцека, 55) ведёт московская фирма, имеющая смутное представление о самарской архитектуре.

В мэрии зреет программа по сохранению архитектурного наследия Самары. Методы "спасения": предусмотренный генпланом музей архитектуры на острове Коровий (некая резервация для памятников старины); строительство домов в стилистике старой архитектуры; сохранение элементов фасада оригинального строения. На языке чиновников это называется реставрацией. Архитекторы про такие здания говорят: "Муляжи". К истории они отношения не имеют.

Вандализм

В ночь с субботы на воскресенье серьёзно пострадал от огня памятник архитектуры на ул. Степана Разина,106, зажатый со всех сторон новостройками. Выгорели крыша и несколько комнат на втором этаже, выбиты окна. Заключения о причинах пожара пока нет. Предварительная и, похоже, наиболее вероятная версия - умышленный поджог. По словам дознавателя райинспекции Госпожнадзора Александра Лукьянова, установлено, что летом неизвестные третировали работников Центра планирования семьи (он размещался в здании) телефонными звонками, намекая, что оставаться им здесь недолго. Женщина-сторож, пострадавшая во время пожара, рассказала, что сначала услышала звон разбитого стекла, а потом увидела, как в окно влетела бутылка с горючей смесью. Если версия поджога подтвердится, сказал Александр Лукьянов, материалы проверки будут направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

По данным Поволжского управления Росохранкультуры, сгоревшее здание - бывший особняк Наймушина. Построено в 1900 г. по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачёва. Архитектурный памятник регионального значения. На снимке ещё до пожара...


Кстати

Главный архитектор города Андрей Смирнов как-то сравнил строительство в старой части города с походом к зубному врачу. Пока бедной Самаре "зубы" только рвут, а не лечат. Добрались уже до советских "коронок" - покусились на уникальный пример советского конструктивизма, фабрику-кухню.
- Нигде в мире нет здания с такими контурами, - уверяет архитектор Ваган Каркарьян. - Сверху оно выглядит как перекрещенные серп и молот. В любом другом городе мира такое здание стало бы местом привлечения многочисленных туристов. Но только не в Самаре.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах