Примерное время чтения: 5 минут
58

Миссия невыполнима?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 03/08/2007

Рабочие нескольких сборочных цехов АвтоВАЗа потребовали от руководства предприятия поднять им зарплату в 2-3 раза, чтобы в итоге она составила не менее 25 тыс. рублей.

До забостовки дело пока недошло. Но о намерениях прекратить работу с 1 августа, если их требования останутся без внимания, рабочие заявили. "Бузят" работники ключевых цехов. Здесь трудятся около 4,5 тыс. человек. Если они действительно бросят работу, главный конвейер АвтоВАЗа может оказаться парализованным.

На свой страх и риск

Действуют рабочие на свой страх и риск. Заведомо зная, что забастовка может им выйти боком, как незаконная. Протест возник стихийно. После решения о сокращении выпуска автомобилей у квалифицированных рабочих зарплата резко упала. До этого, по словам руководителя независимого профсоюза "Единство" Петра Золотарёва, за счёт сверхурочных они "нагоняли" её до 15-20 тыс. рублей, теперь заработки сократились в полтора-два раза.

Ни официальный профсоюз, возглавляемый Николаем Карагиным, ни "Единство" стихийный протест не возглавили. Относятся они к заявленным требованиям, правда, по-разному. Пётр Золотарёв, кивая на прибыль в 2,5 млрд. рублей, полученнную АвтоВАЗом по итогам прошлого года, считает, что они обоснованны и выполнимы. Николай Карагин уверен в их чрезмерности и предпочитает добиваться повышения зарплаты более умеренными темпами, договариваясь с руководителями завода в рамках согласительной комиссии. Профбосс утверждает, что вопросами повышения зарплаты профком занимается постоянно и результативно. Так, по его словам, после увеличения тарифов на услуги ЖКХ в январе удалось убедить руководство завода поднять зарплату рабочим на 5% с 1 марта.

Инфляцию учтут?

В минувший четверг Николай Карагин встречался с президентом АвтоВАЗа Владимиром Артяковым и, по словам профлидера, смог убедить его повысить тарифные ставки на 4,6 % с 1 июля. Таким образом, считает он, получится, что за 1 полугодие зарплата вырастет на 9,6% и догонит официальный показатель инфляции, утверждённый губернским правительством. К слову, в вазовском коллективном договоре много лет значится дискриминационный пункт, согласно которому потери в заработке от инфляции компенсируются не полностью, а лишь на 72,5%. За его отмену, по словам Петра Золотарёва, профсоюз "Единство" бился с переменным успехом 17 лет. В 1992 г. под угрозой забастовки бывший руководитель ВАЗа Владимир Каданников объявил, что инфляцию будут компенсировать в 100-процентном размере по его личному распоряжению. Продержалось это до 1997 г. Затем вредный для работяг пунктик в колдоговоре снова заработал и действует до сих пор. Правда, по словам лидера официального профсоюза, на днях получено принципиальное согласие Владимира Артякова внести изменения в колдоговор и зафиксировать в нём право работников на 100-процентную компенсацию зарплат от потерь из-за инфляции с 1 июля. Больше того, президент АвтоВАЗа в минувший четверг пообещал председателю профкома, что понижающий коэффициент инфляции не будет применён и по итогам второго квартала. Вполне возможно, что такая сговорчивость - как раз результат настойчивости рабочих. Удовлетворятся ли они этими уступками или будут упрямо добиваться заявленных 25-тысячных зарплат, остановив работу, станет известно сегодня. Николай Карагин рассчитывает, что профсоюзу всё же удастся убедить рабочих, что их требования на данный момент невыполнимы.


Наш комментарий

Пётр Золотарёв, председатель независимого профсоюза "Единство":
- Наш профсоюз требования рабочих о повышении зарплаты поддерживает. Завод в прошлом году получил неплохую прибыль, пусть хозяева немного поделятся с рабочими своими доходами. Руководство завода утверждает, что средства нужны на развитие производства, ссылаются на проблемы со сбытом. Но разве справедливо сваливать всю тяжесть производственных проблем на рабочих? Почему на повышение зарплат денег нет, а пульнуть миллионы долларов на покупку 11 иномарок для руководителей завода, представляющих "Рособоронэкспорт", ни у кого рука не дрогнула? На заводе бесхозяйственность и воровство процветают - на днях чуть не вывезли 4 вагона ворованных запчастей. Ликвидируйте эти издержки и платите рабочим по труду. Я считаю, правильно они требуют. Мы акцию не возглавили, потому что она возникла стихийно. А неорганизованными действиями результата добиться невозможно. Но в любом случае, считаю, это выступление рабочих небесполезно - на какие-то уступки оно руководителей завода может подвигнуть.

Николай Карагин, председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ":

- Повышение зарплаты необходимо, и профсоюзная организация держит этот вопрос на постоянном контроле. Кстати, в обращениях рабочих о повышении зарплаты нет слова "забастовка". Но чтобы её исключить наверняка, мы проводим в цехах разъяснительную работу. Завод поднять зарплату одномоментно до 25 тыс. рублей не в состоянии. В таком случае ВАЗ просто остановится, и всем будет только хуже. Можно платить всем в 2-3 раза больше, чем сейчас, за счёт резкого сокращения численности рабочих - тогда многие потеряют рабочие места. Или ликвидировать все социальные программы - их годовая стоимость 2 млрд. рублей. Но тогда за детсад этим же рабочим придётся платить не тысячу рублей, а пять тысяч и лишиться других форм соцподдержки, которыми привыкли пользоваться. Я не исключаю, что кто-то подбил рабочих на эту акцию и использовал их как инструмент своей политической борьбы накануне выборов в Госдуму и с прицелом на выборы мэра. Зарплату в 25 тыс., как все помнят, обещала "Единая Россия", не разъяснив избирателям, что произойдёт это не разом, а в течение нескольких лет. Возможно, политические противники "единороссов" рассчитывают за счёт этой акции "освежить" их невыполненные обещания и получить предвыборные дивиденды. А возможно, цель и другая - загодя дискредитировать представителя руководства АвтоВАЗа, если кто-то из команды будет баллотироваться в мэры Тольятти в марте.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах