Глава СК Александр Бастрыкин потребовал разобраться с ситуацией в Самаре, где маленький мальчик просил помощи у сотрудников ветклиники и соседей. 7-летний ребенок искал защиты от отца, который, по словам соседей, злоупотребляет алкоголем и бьет малыша.
«На протяжении длительного времени ребенок систематически подвергается избиениям и унижениям со стороны отца, мачехи и брата. Кроме того, родители не обеспечивают уход за мальчиком. Сообщается, что малолетний неоднократно просил о помощи соседей, однако их обращения в компетентные органы результатов не принесли», — подчеркнули в Следственном комитете по Самарской области.
Ситуация попала в СМИ
Мальчик объяснил, что дома у него ограничен доступ к воде и еде. Одежда на ребенке также была старой и грязной, а на теле - многочисленные ссадины и синяки.
«По его рассказам он подвергается постоянному унижению со стороны семьи. Непринятию. Его не кормят. Не дают попить воды. Ему помогают соседи и дети из квартир, находящихся рядом с клиникой. Покупают еду, воду», — поделилась в соцсетях Татьяна.
В последний раз он пришел в трусиках и майке.
Сотрудники ветклиники вызывали полицию, обращались с заявлением, однако, по их словам, пришла сотрудница органов опеки и вернула мальчика...обратно в семью.
После этого малыш перестал прибегать в ветклинику, по всей вероятности, потеряв веру в то, что ему там смогут помочь.
После публикации в СМИ было возбуждено уголовное дело.
Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате ведомства.
Изъять или оставить?
Медлительность в принятии решения об изъятии ребенка из неблагополучной семьи может быть связана с особенностями российского законодательства и процедур, регулирующих вопросы защиты прав несовершеннолетних, объясняет юрист Алексей Леонов.
«Дело в том, что изъятие ребенка из семьи — это крайняя мера, которая применяется только тогда, когда все остальные способы защиты ребенка не дали результата или не могут быть реализованы. Законодательство РФ исходит из презумпции сохранения семьи и приоритетного права родителей на воспитание детей. Органы опеки и попечительства, а также органы полиции и комиссии по делам несовершеннолетних обязаны тщательно проверить информацию о насилии, провести обследование условий жизни, опросить ребенка, родителей и возможных свидетелей, собрать доказательства. Это занимает время, и зачастую целью является не только подтвердить факт насилия, но и исключить возможность необоснованного изъятия на основании ложных или преувеличенных жалоб», - добавил он.
Чтобы ребенка изъяли из семьи, должно быть установлено, что его жизни, здоровью или развитию угрожает реальная опасность — например, подтверждены факты систематического избиения, жестокого обращения, сексуального насилия, тяжелой формы пренебрежения (отсутствие питания, медицинской помощи, надлежащих условий проживания).
Решение об изъятии принимается органами опеки и попечительства, иногда совместно с полицией, и оформляется соответствующим актом. После этого ребенок временно помещается в социальное учреждение или к родственникам.
«Однако на практике часто изъятие происходит уже после серьезного инцидента, когда риск для ребенка становится очевидным и неоспоримым. Причины — недостаток кадров, формальный подход, нежелание брать на себя ответственность, а также сложность сбора доказательств», - добавил Леонов.