Хирург, кандидат медицинских наук из Самары Анатолий Козлов вместе с командой единомышленников установил сразу два международных рекорда. Он устроил русскую передвижную парную в Антарктиде и на самой высокой точке Европы - вершине Эльбруса. Что такое банный туризм и где еще наши земляки планирую испытать силу русского пара?
Вдохновленные Антарктидой
Идея приобщиться к банным рекордам у Анатолия Козлова появилась во время работы на Южном полюсе. Пару лет назад самарский доктор подал заявку в российскую антарктическую экспедицию. Как медика его сразу приняли в команду исследователей института Арктики и Антарктики. Так самарец попал на станцию Беллинсгаузен на острове Кинг-Джордж, всего в двухстах километрах от Антарктиды. Из соседей - три научных международных станции - уругвайская, китайская и чилийская, и удивительная по красоте флора и фауна Южного полюса.
«На станцию мы добирались на ледоколе из Кейптауна. Удалось побывать на мысе Доброй Надежды. А после зимовки плыли полтора месяца на ледоколе через всю Атлантику в Санкт-Петербург», - рассказывает Анатолий Козлов.
Одной из задач экспедиции была установка памятника первооткрывателю острова Фаддею Беллинсгаузену. К слову, у нашей страны пять круглогодично работающих станций в Антарктиде : Восток, Прогресс, Мирный, Новолазаревская и Беллинсгаузен. Есть станции советских времен, но они закрыты, а часть их используется для сезонных работ лишь во время арктического лета. И хотя работы было достаточно, исследователи не забывали о традициях - организовали первую мобильную баню в Антарктиде.
«Мы любим с друзьями париться и всегда хотели свою передвижную баньку. Сначала пытались соорудить её самостоятельно, но результат не порадовал. Нашли в Интернете готовое решение и купили вскладчину. Посылку ждали почти полгода из Новосибирска. Удобство мобильной бани в том, что такую парилку можно установить в любом месте. Парная выглядит как палатка и компактной печью. Весит вся конструкция около15 кг. Нагревается в течение 10 минут с помощью брикетов. Жар внутри такой переносной парилки доходит до 150 С», - рассказывает Анатолий Козлов.
Позднее к банным процедурам присоединился доктор из Чили. Для южноамериканского коллеги такая процедура стала настоящим открытием. Парится при температуре 130 С, а потом нырять в океан - это шок!
По словам Анатолия Козлова, сейчас банный туризм продолжает набирать популярность. Установить переносную баньку можно в любом интересном природном ландшафте и наслаждаться паром, любуясь видами из окна.
«Благодаря своему пристрастию к мобильной бане удалось искупаться в двух ледовитых океанах. В Антарктиде плавал с пингвинами при температуре +1 »,- поделился доктор-полярник. Но и это оказался не предел!
Парилка на высоте 6 тысяч метров
Осенью прошлого года самарцы в составе международной экспедиции впервые в мире установили мобильную баню на вершине Эльбруса.
«Эта идея пришла нам в голову во время поездки с моим другом, тоже хирургом Денисом Черноваловым с мобильной баней в посёлок Териберка. Тогда поставили свою баню на берегу Северного Ледовитого океана и с удовольствием парились и купались в водах Баренцева моря. А позже решили отправиться покорять Эльбрус», - говорит Козлов.
У энтузиастов было много сомнений по поводу того, как скажется банная процедура на самочувствии. Ведь на высоте 5642 метров организм испытывает кислородное голодание. Насыщение артериальной крови кислородом на этой высоте составляет 70-75% при норме выше 95%. Кроме того, для горения огню нужен кислород, а его на такой высоте немного.
«Кроме того, когда топили баню, мы не могли полностью исключить контакт с угарным газом. Очень нежелательно на высоте иметь контакт с продуктами горения. Не обошлось и без трудностей. Дрова разгорелись не сразу. Но зато, когда печка нагрелась, благодаря турбонадуву, дыма внутри парилки не было. Температура кипения воды на такой высоте невысокая – всего 81℃», - отмечает доктор-путешественник.
По дороге на вершину члены экспедиции искупались в водопаде Девичьи косы, любовались огромными звездами, которые на высоте выглядят в полтора раза крупнее, а также красотами Баксанского ущелья, видами плато Бермамыт, Джилы-Су.
«На вершине самочувствие было так себе, и каждый шаг давался тяжело, а после нескольких шагов или действий по установке бани и подготовке к парению нужно было отдышаться. Однако парная на вершине Эльбруса самочувствие не ухудшила, а даже наоборот», - поделился ощущениями Анатолий Козлов.
В планах у самарских экстремалов покорить вместе с мобильной баней пик Ленина, Эверест, а также отправиться париться на Северный полюс.