Вокруг света на тримаране. Опасный вояж по маршрутам великих мореплавателей

Команда мореплавателей (слева-направо) Станислав Березкин, Юлия Калюжная и Евгений Ковалевский. © / По пути русских кругосветных мореплавателей

6 ноября в Кронштадте завершилась уникальная экспедиция Томского отделения Русского географического общества «По пути русских кругосветных мореплавателей». Она стартовала 1 июля 2021 года и заняла 3 год и 4 месяца. За это время мореплаватели прошли 35 тысяч морских миль и посетили 32 страны и заявили мировой рекорд: до этого вокруг света на надувных судах никто и никогда не ходил.

   
   

На борту надувного тримарана Евгений Ковалевский и Станислав Березкин впервые совершили кругосветное путешествие по тем же маршрутам, которыми когда-то следовали великие мореплаватели Крузенштерн, Литке и Беллинсгаузен.

Корреспондент samara.aif.ru встретился с мореплавателями во время их остановки в Самаре и пообщался с Евгением Ковалевским.

Трое отважных

- Евгений, расскажите о команде путешественников?

- В основном составе экспедиции три человека. Станислав Березкин - капитан судна и разработчик маршрута. По образованию он инженер по системам автоматики. Береговой штаб возглавляет кандидат географических наук, исполнительный директор Томского областного отделения «Русского географического общества» Юлия Калюжная. Она координирует экспедицию и приходит к нам на помощь, когда возникают экстренные ситуации. И я - руководитель экспедиции, профессор географии, кандидат технических наук.

- Скажите, что из себя представляет ваш тримаран?

- Конструкция достаточно простая: три надувных баллона, сверху каркас из алюминиевых труб, облегченная рама, в центре маленькая палатка, мачта высотой 10 метров и паруса. На нем нет привычных нам всем удобств: туалета, душа, негде согреться. По факту это что-то среднее между открытой лодкой и плотом.

   
   

- Как прошли первые месяцы экспедиции?

- Стартовали мы в самый разгар ковида и это создавало определенные проблемы, когда мы проходили в европейские страны. Не везде нас пускали, где-то мы задерживались, проводили тесты, потом долго ждали результатов. Правила везде разные, например, если в Финляндии с этим очень строго, то в Швеции вообще наплевали на ковид.

Относительно спокойно мы дошли до Кабо-Верде, но в самом центре Атлантики у нас случилась первая поломка - подломилась мачта. Вообще, экстрима в этом плане нам хватало, у нас периодически что-то ломалось – судно-то экспериментальное, да и не ходили на таких судах никогда на такие расстояния. Благо у Станислава инженерное образование и «золотые руки»: в открытом океане на живую принайтовали к мачте бревно, обвязали веревками, но идти под парусом мы уже не могли. Затем связались с береговым штабом, объяснили ситуацию, Юлия подключила посольство России в Бразилии. Дипломаты связались с военно-морским флотом и нам прислали патрульный катер. Моряки привезли нам канистру бензина, и мы смогли выйти из зоны переменных ветров и доковыляли до Бразилии.

Ремонтировались почти два месяца, затем мы пошли на юг и новый 2022 год уже встречали на мысе Горн. Мы шли через пролив Дрейка - это самое страшное место для моряков, там волны бывают достигают 20−30 метров.

Мы застали восьмиметровые волны. Это было завораживающее и жутковатое зрелище: вокруг огромные волны, а мы болтаемся в 50 сантиметров от поверхности воды. Но мы справились.

Первая потеря

- Скажите, у вас случались настоящие кораблекрушения?

- Первая трагедия у нас произошла, когда мы вошли в Тихий океан. Здесь очень тяжелые ветроволновые условия, циклоны, шторма, большие волны. У нас разорвало рулевое устройство, судно потеряло управление и попало в болтанку. Мы связались с береговым штабом по спутниковому телефону и сообщили о кораблекрушении, Юлия дала сигнал бедствия и связалась с ВМФ Чили и несмотря на языковой барьер договорилась о помощи. Глубокой ночью, когда нас болтало на пятиметровых волнах, подошел гигантский сухогруз - метров 250 в длину с высотой бортов 10 метров. Спасатели попытались спустить шлюпку, но на таких волнах и шквальном ветре это было невозможно сделать. Тогда нам бросили веревочную лестницу. Вот это был настоящий квест – нужно было поймать момент, когда наш тримаран замирал на секунду на пике волны, чтобы прыгнуть и зацепиться за лестницу. Это было страшно – видеть под собой огромную черную бездну, пытаясь уцепиться замерзшими пальцами за скользкую веревку. Не с первой попытки, но мне это удалось. Труднее пришлось Станиславу – в борьбе со стихией он вывихнул руку и цепляться ему приходилось здоровой рукой. Четыре раза он прыгал и срывался, если бы не страховочная веревка, брошенная нам моряками, все могло бы закончиться трагически. С пятой попытки он смог зацепиться и его подняли на борт. Но наш тримаран вместе со всем скарбом погиб.

Новое судно

- Как вы смогли продолжить свое путешествие, лишившись судна?

- Нас доставили на остров Пасхи, трое суток мы со Стасом были в глубокой депрессии. На четвертый день Юлия позвонила и обрадовала нас: ребята, я нашла надувной катамаран того же производителя, есть шанс продолжить путешествие.

Юля нашла тримаран в гараже, который там хранил единственный русский на острове. Оказалось, 10 лет назад путешественник из Новосибирска Дмитрий Трубицин переплыл из Перу до острова Пасхи и оставил катамаран у своего знакомого.  Мы связались с ним и он, как настоящий друг и путешественник отдал нам судно.

Сам катамаран небольшой: 9 метров длиной, 4 метра шириной. Между носами и кормой стоит палаточка, где можно отдохнуть. И все.

Идти на нем было сложно, двухметровая волна, если идешь к ней боком, уже могла нас перевернуть. На нем за полгода мы дошли до Австралии.

Нападение акул

- Скажите, случались ли во время путешествия нападения морских хищников?

- В Тихом океане судно атаковали так называемые куки-каттер, светящиеся бразильские акулы. Они небольшие по размеру, но обладают очень острыми зубами, они присасываются к жертве, делают оборот вокруг своего тела и вырывают идеально круглый кусок диаметром сантиметров пять. Видимо, они приняли надувные баллоны за тушу животного и решили полакомиться.  Акулы быстро навертели дырок в обшивке левого баллона катамарана, и тот полностью погрузился под воду. Пытаясь залатать дыры, проводя по полтора часа за бортом, когда от холода сводит руки и ноги, мы продержались почти сутки. На следующий день акулы вновь напали на катамаран и повредили правый баллон. Судно потеряло равновесие и стало тонуть, мы подали сигнал SOS. Вскоре к нам подошел сухогруз, когда нас поднимали на борт, мы уже по колено стояли в воде. Было больно видеть, как наш катамаран уходит на дно.

Снова на берегу

- Получается, ваше путешествие снова оказалось под угрозой?

- Мы потеряли судно вместе со всем оборудованием: генератором, солнечными панелями, инструментами, навигационной системой. Мы оказались в Австралии на берегу фактически голыми, без денег и имущества. Мы абсолютно не понимали, как нам действовать в такой ситуации. К счастью в Брисбейне большая русскоязычная община, люди очень дружны и всем миром пришли нам на помощь. Они выделили нам машину, подкинули денег на бензин. Мы ночевали по монастырям, нас передавали из рук в руки своим друзьям, которые нас поили и кормили.  И они же помогли нам найти новое судно, на котором мы и завершали наше путешествие. Именно на этой подаренной яхте мы вошли в российские территориальные воды и попали в Самару. Путь от Австралии до Самары у нас занял 11 месяцев.

Приключение в Самаре

- Скажите, как вы попали в Самару?

- Эта яхта - достаточно старое судно и по пути у нас случилось много поломок: два раза загорел машинный отсек, ломалась электролебедка – 120 килограммовый якорь мы поднимали вручную, несколько раз вставал двигатель. Благо Стас хорошо разбирается в технике и нам удавалось отремонтироваться. Так, уже в российских водах у нас начал перегреваться двигатель, сгорела помпа охлаждения. Станислав нашел насос для обогрева дома и как-то его «приколхозил». Ремонта хватило ненадолго - за два дня пути до Самары у нас заклинило двигатель. И мы встали прямо на фарватере. Было некомфортно: идут большие танкеры, которые нас не видят. Мы в рации кричим: вы видите яхту, вы нас сейчас раздавите! Те в ответ: какая яхта? К счастью, удалось разминуться, в итоге нас взял на буксир катер. Так мы попали в Самару, где нас встретил мой друг Олег Евстигнеев, у него мы и остановились, пока наше судно ремонтировалось. Самара нам очень понравилась, самарцы очень открытые и отзывчивые люди.