По итогам этого года Самарская область опять вошла в число ведущих регионов по динамике развития креативной индустрии. В этом сегменте экономики в регионе сейчас работает 14,3 тыс. предприятий и организаций, на которых занято более 32 тыс. человек, а объем рынка измеряется в более чем 100 млрд рублей. Как самарцы зарабатывают на креативной индустрии? Или впечатляющие цифры - это заслуга господдержки?
Нужна своя атмосфера
Действительно, поддержка креативного сектора в этом году впечатляет. Самарцам удалось привлечь более 90 млн рублей из федерального бюджета. Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в областной столице появится новая площадка для научных мероприятий, выставок, концертов, а также инкубатор, где будут «растить» специалистов для местной креативной индустрии.
Порядка 10 млн рублей получил проект «Нулевая комната». Автор проекта, сооснователь творческого кластера «Дом77» Артём Воробьёв начал заниматься данным направлением еще задолго до того, как появилось такое понятие, как креативная экономика. В 2015 году вместе с командой запустили свой первый творческий проект. Сегодня «Дом77» объединяет тех, кто зарабатывает на своих талантах и идеях.
«Это такой же бизнес, хотя для него еще не придуманы номинклатурные названия. В нашем кластере много проектов, которые давно вышли на самоокупаемость и приносят доходы. Что касается грантовой поддержки - это способ расширить границы и предоставить новые возможности для развития, - говорит Артём Воробьёв, - Востребовано все, что делается руками. Среди наших резидентов гончарная скульптурная мастерская. Ребята делают посуду и предметы декора для ресторанов, продают свою продукцию онлайн на крупнейших мировых интернет-площадках. За границей их изделия ценятся дороже, чем у нас в стране».
Артём Воробьёв отмечает, что основные проблемы, с которыми сталкиваются те, кто занимается подобным бизнесом, - нехватка площадей и средств на их аренду.
«Креативные индустрии не живут в торговых центрах. Нужна своя атмосфера, свой дух. Творческие люди в начале своего пути, как правило, не богаты, поэтому им необходима поддержка», - отмечает Воробьёв.
Арт-директор Полина Дрожжина пояснила, почему зачастую местные творцы уезжают в столицу или другие страны.
«Если мы говорим про Самарскую область, то, во-первых, отсутствует системный подход для поддержки таких людей. Зачастую они переезжают не потому, что не любят свой город или не хотят его делать лучше, а потому что не видят путей для самореализации. Либо им становится «тесно», - отмечает Полина. - Во-вторых, это слабые горизонтальные связи между творческими сообществами, экспертами, бизнесом и органами власти. Сколько бы местный молодой исполнитель ни выпускал треков и не снимал клипов, ему нужна экспертная поддержка и обратная связь от тех людей, которые чаще всего живут и работают в Москве. Похожая история с арт-кластерами, которые становятся туристическими местами притяжения для творческой молодежи. Им для развития необходим диалог с местными властями и крупным бизнесом».
По словам Полины Дрожжиной, креативные индустрии - очень размытое понятие в нашей стране. Появилось оно лет 10 назад. «До сих пор эксперты спорят, что входит в это понятие, а главное - это про культуру или бизнес? Если рассматривать креативные индустрии с точки зрения синтеза интеллектуальной деятельности и предпринимательства, то те же дизайнеры, художники, музыканты, продюсеры, писатели, разработчики - это креативный сектор. В Самарской области очень много талантов, но специалистов по креативным индустриям, к сожалению, два-три человека. Чувствуется, что сегодня чиновники вышли на путь «давайте разберёмся», приглашают делиться опытом экспертов из других городов. Это хорошо, но будет еще лучше, если в Самаре сами нащупают свою уникальность в этом вопросе», - говорит арт-директор.
Объединённые творчеством
Доцент кафедры Национальной экономики РУДН, к.э.н. Сергей Зайнуллин также видит перспективы в развитии креативной экономики. Под ней понимаются как спектакли, шоу, фестивали, праздники, концерты, так и создание творческого, обучающего, развлекательного онлайн-контента.
«В прошлом году произошел спад традиционной сферы развлечения. Зато рынок креативного интернет-контента, медиаплатформ и онлайн-кинотеатров вырос на 60%», - отмечает экономист. По наблюдениям эксперта, трендом креативной экономики становится её интеграция с другими услугами - связью, ритейлом, интернетом и банками.
Причём в гонку за потребителей включился бизнес всех масштабов: начиная от блогеров, заканчивая крупными компаниями, которые активно продвигают платные подписки.
Законы для «художников»
В сентябре этого года по инициативе губернатора региона Дмитрия Азарова разработали и приняли региональный закон о развитии креативных индустрий в Самарской области. Благодаря документу появились нормы и обоснования для поддержки данного направления. Кроме того, предприниматели, которые работают в данной индустрии, теперь могут обозначить, чем они занимаются.
«Это дополнительные преференции для развития креативного кластера, который, в том числе, дает жителям региона возможности для того, чтобы самореализовываться, делать счастливым себя и других. Мы продолжим развивать данную сферу, уделять ей самое большое внимание», - сказал губернатор.
Подобный подход уже приносит свои плоды. В этом году Самарская область вошла в число лидеров по количеству победителей конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Из 248 заявок, поступивших из региона, 33 получили гранты из федерального бюджета на общую сумму более 90 млн рублей.
Среди получателей гранта - музыкальный проект «Фестиваль САМ.ФЕСТ», который планируется провести в следующем году. Его участниками станут музыканты-авторы со всей страны. Планируется, что он объединит профессионалов индустрии и начинающих исполнителей и станет современной площадкой для развития музыкального фестивального творчества.
Кроме того, свой арт-квартал появится в Кинеле. Площадка станет пространством для творческой молодежи, работающей в технике уличного граффити.
Раскроет творческий потенциал «серебряных» волонтёров региона фестиваль «Серебряная россыпь звезд». На сегодняшний день в регионе создано и действует 65 отрядов пожилых добровольцев. В них участвуют более 3 тысяч человек 50 лет.
Благодаря президентскому гранту перенесут со сцены Большого театра на сцену Самарского академического театра оперы и балета прокат спектакля «Князь Владимир», чтобы его увидели подростки из Самарской области.
Комментарий
Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт:
- Креативный бизнес пока не может быть высокодоходным без поддержки со стороны государства или частных компаний в силу действия нескольких факторов. Во-первых, его продукция и услуги пользуются ограниченным спросом, во-вторых, деятельность его отдельных отраслей имеет ярко выраженный сезонный характер. В-третьих, в нём занято, несомненно, меньше людей, нежели в промышленности. Например, Большой театр уступает по количеству персонала приличному машиностроительному заводу. В-четвертых, его выручка весьма невелика и не идет в никакое сравнение с металлургией или нефтегазовым комплексом. В этом лего убедиться, если посетить какой-нибудь туристический центр - Суздаль или Евпаторию. Здесь жизнь бьёт ключом только в отпускной сезон. В остальное время года города пребывают в полусне. Теперь давайте представим крупный город, Нижний Новгород или Самару, и станет очевидно, что, сколько бы в них ни было театров и музеев, они всё равно не смогут обеспечить полную занятость их жителям и такой же уровень доходов, как заводы, банки или магазины.
Особое мнение
Алексей Транцев, руководитель Инклюзивного ресурсного центра:
- Традиционные самарские инклюзивные балы станут первой творческой социальной франшизой. Всего за год семь регионов России, от Владикавказа до Дальнего Востока, должны пройти наш путь, на которой мы потратили шесть лет. Чтобы в 2022 году в Международный день инвалида инклюзивные балы одновременно прошли в Ярославле, Кемерово, Владикавказе, Калининградской области и еще трех регионах. Наша конечная цель - сделать инклюзивные балы всероссийским мероприятием, как, например, Весенняя неделя добра. У нас уже есть полностью весь объем финансирования на осуществление этого плана. В том числе благодаря властям и социально ориентированному бизнесу.