В Арктику на «Москвиче». Самарец собирается в экстремальный тур на Север

В середине февраля известный самарский путешественник и блогер Алексей Жирухин с командой отправляется покорять дороги Арктики на стареньком «Москвиче». Это будет настоящее приключение с северным сиянием, оленями и метелями и колоритным экстримом на зимних дорогах.

   
   

Влюбляет с первого взгляда

Марина Куцина, «АиФ-Самара»:-Алексей, какой вы увидели Арктику? Что больше всего удивило?

- Арктика - это либо любовь с первого взгляда, либо туда больше не возвращаются. У меня как раз любовь с первого взгляда. Понравились огромные просторы, холод и первобытная дикость. Захотел изучить всё арктическое побережье России. Таким образом, проехали большую часть, в том числе все города Русского Севера.

Фото: Из личного архива Алексея Жирухина

Где оживает история и славянская культура

- С началом этого года все больше путешественников отправились туда за впечатлениями? Чем привлекателен Север в плане туризма? Чем он манит и притягивает?

- Это то место, где можно увидеть северное сияние, полярную ночь и полярный день. Причём сфотографировать яркое северное сияние - большая удача. Обычно оно в виде белёсых зеленоватых полос на небе, похожих на облака. Ведь интенсивность зависит от солнечных вспышек. Непривычно, когда на часах два ночи, а небо светлое.

Арктика - это наша история, которую очень интересно изучать. В отличие от нашего юга, где всегда толпы туристов, Арктика только набирает популярность. Во многих местах никого ещё не было. Чувствуешь себя реальным первопроходцем. Мы с другом первыми на обычном автомобиле приехали в посёлок Русское Устье. Он находится на самом севере Якутии. Туда нет дорог.

Посёлок основали в 16-м веке беглецы, которые скрывались от Ивана Грозного. Они прыгнули на корабль и по морю, по северному морскому пути, который еще не был открыт ни Дежнёвым, ни Берингом, доплыли до устья реки Индигирка, где построили поселение. Их потомки до сих пор там живут. Население поселка сейчас 134 человека, они причисляют себя к староверам. Бережно сохраняют старославянский язык, на котором разговаривали наши предки. Несмотря на то, что сейчас там вполне современная жизнь, есть интернет, остаются те, кто помнит исконный язык. Я брал интервью у бабушки, ей 85 лет, она разговаривает на старославянском. Так здорово слушать эту речь. В посёлке есть русско-устинский разговорник. Скоро у меня выйдет фильм, где можно услышать и почувствовать его звучание.

   
   

На Севере буквально прикасаешься к российской истории. Все походы и экспедиции первооткрывателей, о которых мы читали на уроках в учебниках, проходили через посёлок Русское Устье. Путешественники приезжают сюда, чтобы пополнить запас продуктов, отремонтировать что-то. Велосипедист Глеб Травин больше 100 лет назад проехал вокруг границы России, он тоже был в Русском Устье. Есть ещё один похожий посёлок Походск на реке Колыма, основанный русскими казаками.

- Какие экстремальные температуры испытывали во время путешествия?

- Мне повезло, где-то минус 50 С было. Признанный рекорд -67,8 С на полюсе холода в Верхоянске.

По зимнику- на «Москвиче»

- Как в таких условиях путешествовать по Северу на стареньком «Москвиче»? Расскажите о будущем маршруте.

- В Арктику мы ездили много раз на разном транспорте, и на внедорожниках. На такой машине, мол, и дурак доедет, а вот попробовать на обычной машине. У нас будет два «Москвича» и две команды. Со мной на зеленом «Москвиче» на зимней нешипованной резине поедет известный арктический путешественник Александр Еликов. Маршрут - из Твери на Ямал за Салехард в арктическую часть. Мы с командой поедем через республику Коми и Усть-Щугер - полюс холода, там был рекорд по европейской части России - минус 58 градусов, к конечной точки маршрута - Яр-Сале.

Богдан Булычев на красном «Москвиче» со своей командой поедет из Якутска через Оймякон в сторону Чукотки. Стартуем одновременно в середине февраля. Это возможность испытать себя, технику и показать, что Арктика доступнее, чем кажется. Покажем, что по зимникам реально доехать, остаться живым и вернуться. Многие зимники лучше, чем наши асфальтовые дороги. Мы в прошлом году по ним разгонялись до 150 км в час!

- А как же согреться в такой машине?

- Мы поедем втроём. Чем меньше места, тем проще прогревать пространство. Главная проблема, что в этой машине много щелей. Мы, когда перегоняли её из Челябинска в Тверь, была температура минус 30. Пока автомобиль стоит - тепло, когда едет - начинает дуть. Мне даже пришлось в картонную коробку ноги ставить, чтобы не поддувало из двери.

Чтобы утеплить автомобиль, поставим двойное остекление, все резинки поменяем, и, естественно, тепло оденемся. Главное в одежде - многослойность. Всегда берем с собой в путешествие сало, чеснок, лук. У северных жителей сало - это основной продукт. Речь идёт о сале моржа, кита. Оно долго хранится и очень калорийное.

Фото: Из личного архива Алексея Жирухина

Духи-помощники?

- Какие необычные истории были в поездках?

В прошлом году мы с другом Мирланом Туркменовым на одной машине проехали по всему северу Якутии - от Якутска в Тикси. Мы ночевали в одном из полюсов холода - Верхоянске у местной жительницы, которая нам при встрече подарила две косточки лошади - на удачу. В Якутии распространён шаманизм - там верят в духов природы. Это самое важное. Ты можешь быть уверен в своём автомобиле и себе, но вдруг налетит ураган, и ты ничего не сделаешь. Даже суровые дальнобойщики там всегда оставляют дань духам.

Мы сначала улыбнулись, но приняли подарок. И дальше удачно и очень быстро доехали до Тикси. Причём там часть маршрута проходит вдоль Северного Ледовитого океана, вдоль моря Лаптевых. Место опасное, погода там быстро меняется. На сотни километров - ни души. Но мы легко преодолели этот участок. Собрались ехать в Русское Устье, а эта дорога ещё сложнее. Едем по зимнику, с погодой везет, и тут мы начали подсмеиваться на косточками-подарками. И в один момент вокруг все заволокло, как в тумане, и солнца не видно. Ни одной машины в округе. Мы ориентировались по навигатору, чтобы не уехать не туда. Вдруг задумались, что за ерунда творится. Остановились на зимнике, покрошили для духов хлеб, положили конфеты, мясо, от души попросили прощение. Сами поели. Пока обедали, на наших глазах через 15 минут туман рассеялся. Стоим два взрослых мужика и думаем: да ладно, да не может быть...

Оставшуюся часть пути погода была идеальной. Мы за одну экспедицию сделали три маршрута: за две недели по Арктике проехали 7 тысяч километров. Этого не делал никто. Теперь эту косточку беру с собой во все экспедиции.

Какой Север на вкус?

- Какие экзотические блюда можно попробовать в подобном путешествии?

-Я пробовал мясо кита. Довольно жёсткое, красного цвета, его можно сравнить по вкусу с говядиной, которую смешали с печенью. Мактак - сало кита с прослойкой кожи. Пробовал мясо нерпы. Китобои коренных народов Севера добывают мясо по квотам. Его нельзя купить или продать, можно попробовать только в посёлках возле Берингова пролива. Мясо честно делят между семьями жителей. Охота в этих краях - единственный способ выжить. Продукты завозят дважды в год, а зимой туда добраться просто невозможно.

Беречь чистоту

- В Самарской области летом места пребывания заметны по бытовому мусору. В Арктике есть подобные следы? Что там происходит с экологией?

- Если брать нетуристическую Арктику, в основном туда едет народ, который понимает и ценит экологию. Мусор всегда собираем и увозим с собой.

Хуже всего экология была во время СССР. Туда привозили летом на кораблях дизель, ГСМ, масла. Это всё оставалось заброшенным, потом они начали спешно уходить и оставлять хлам. Сейчас действует программа очистки Арктики. В Мурманской области на полуостровах Средний и Рыбачий на заброшенной военной базе собирают металл.

- Вы объехали 55 стран. Как оцениваете инфраструктуру туризма в нашей стране? В чем у нас сила, где ещё есть, над чем работать?

- Россия - для искушённых путешественников. Когда проедешь всю Россию, появляется понимание, что такое - наша страна и становишься её настоящим гражданином. Сила в том, что есть возможность выбирать. В Мурманске - настоящая туристическая Арктика, а есть дикие места, как в Якутии, где ты становишься первооткрывателем. Знакомишься с местными жителями и колоритом. Когда я начинал путешествовать 15 лет назад, мне сначала нравилось, что в Европе очень удобная инфраструктура для туристов и все очень предсказуемо и стабильно. Постепенно это становится скучным. Нет какого-то события и спонтанности. Поэтому многие европейцы любят ездить на Дальний Восток. Среди авто- и мотопутешественников очень почётно проехать по трассе «Колыма» - из Якутска в Магадан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Бивни мамонта очень дорогие. Из них делают украшения, потому что это уникальный материал. В Китае их используют в медицине и как украшение. Хорошо сохранившиеся пара бивней мамонта стоит порядка 1 млн рублей. В Якутии очень много подобных артефактов, особенно на Новосибирских островах. Существует свой промысел - бригады там высаживаются и все лето добывают бивни. Стоимость находок зависит от состояния - от ничего до десятков тысяч рублей за килограмм.