В Самаре определили лучших водителей троллейбуса. Конкурс профессионального мастерства проходит один раз в два года во всех городах страны, где есть такой наземный электрический транспорт.
«Конкурс позволяет не только выявить самых подготовленных сотрудников. Он способствует повышению престижа профессии и привлекательности данного вида пассажирского транспорта, – подчеркнул заместитель Главы г. о. Самара – руководитель Департамента транспорта Администрации г. о. Самара Сергей Маркин. – В финале свои знания, умения и навыки продемонстрировали 10 водителей из всех трех троллейбусных депо МП «Трамвайно-троллейбусное управление».
Комфортное вождение
Возрастной ценз для конкурсантов регламентом не установлен, как и обязательные требования к классности. Решающую роль играют мастерство и теоретическая подготовка. Сдавали экзамен на знание правил дорожного движения и устройства рабочих машин, демонстрировали приемку подвижного состава перед выходом на линию и культуру обслуживания пассажиров.
Однако большинство участников конкурса, как и его организатор, считают, что самый сложный этап – вождение, с прохождением различных участков трассы, где плавность движения не менее важна, чем безукоризненное торможение и точность выполнения остановок. Этап «Комфортное вождение» – и один из самых коварных. Только «ювелирное» выполнение всех упражнений при прохождении зачетной трассы гарантирует доставку к финишу…матрешки в человеческий рост, установленной на средней площадке салона. Заслужить самые высокие баллы можно, если не уронить матрешку и выполнить сопутствующие задания на конкурсной дистанции, потратив при этом как можно меньше времени. Также конкурсанты прошли комплекс испытаний, включая парковку задним ходом и езду «змейкой». Вождение троллейбуса по специальной трассе при определенных условиях – это обязательный этап, ведь в реальности на городских дорогах водитель троллейбуса должен быть готов справиться и с самыми неожиданными ситуациями.
Таким образом, на конкурсной дистанции задачи были максимально приближены к реальным условиям: все это конкурсанты применяют ежедневно, находясь на маршруте. Однако «боевыми» в водительской среде называют именно конкурсные заезды, поскольку «градус» напряжения выше – накладывает отпечаток еще и эмоциональное состояние, волнение.
Шанс на победу гарантированно увеличивает не только максимально точное и бережное вождение, но и безукоризненная водительская дисциплина, с четким следованием должностной инструкции. Для участия в финале городского конкурса отбирались только те водители, у которых в ежедневной профессиональной практике не имеется нареканий от пассажиров и работодателя, ведь создание безопасных и комфортных условий перевозок, обеспечение качества обслуживания – основная задача любого предприятия транспортной отрасли.
Профессионалов готовим сами
Для «взращивания» своих профессионалов здесь функционирует модернизированный учебный центр.
«Отрасли очень нужны водители троллейбусов – люди, которые со всей ответственностью занимаются перевозкой пассажиров. Сейчас происходят постоянные изменения Правил дорожного движения, меняется техника, усложняется обстановка на улицах города. Поэтому требования к водительскому составу в части совершенствования знаний и повышения мастерства предъявляются по максимуму. Всех желающих приглашаем пройти подготовку в нашем учебном центре совершенно бесплатно, под руководством опытных наставников и при помощи современного программного обеспечения и другого оснащения. В период учебы выплачивается стипендия. Выпускникам, успешно сдавшим экзамены и получившим водительские права, гарантированы трудоустройство на предприятии и единоразовая выплата – 100 тысяч рублей «подъемных». А далее молодые специалисты имеют ежемесячные доплаты к основному заработку и, как и остальные сотрудники, пользуются усиленным соцпакетом. Социальным мерам – особое внимание. Запущены новые программы поддержки молодых специалистов. Кроме того, на предприятии регулярно повышается заработная плата: только за последние полгода это сделано дважды, – рассказал Сергей Маркин. – Вместе с тем отрадно видеть, что сейчас все больше молодежи приходит в профессию. Причем и среди участников городского конкурса профмастерства таких большинство. Рассчитываем еще и на то, что все вкупе будет способствовать возникновению новых перспективных идей и возможностей».
В ряде городов страны принималось решение о прекращении троллейбусных перевозок и упразднении троллейбусных маршрутов. А в Самаре от одного из самых экологичных видов транспорта даже не думают избавляться.
«В депо – 225 троллейбусов. Есть среди них «старожилы», а есть и современные комфортабельные машины: например, «Адмирал». В 2020 и 2016 годах, а также с 2009 по 2014 годы всего было закуплено более 60 единиц транспорта разных производителей. Планируем дальнейшее обновление троллейбусного парка. Врио Губернатора Самарской области будет представлена соответствующая программа, в которой обозначена необходимость приобретения 80 троллейбусов, – прокомментировал и. о. директора МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Дмитрий Рябых. – Независимо от модельного ряда, асы в своем деле должны справляться с троллейбусом любой марки. На Всероссийском конкурсе, куда отправится победитель городских соревнований и призер, занявший II место, для практического экзамена могут дать любую машину их тех, что курсируют в городах страны».
Лучшие из лучших
На протяжении нескольких последних лет самарские водители троллейбусов входят в кагорту лучших.
Напомним, что 4 года назад принимающей стороной Всероссийского конкурса была Самара, а «лицо» ее водительского состава представлял неоднократный победитель конкурсов городского уровня, дважды серебряный призер в масштабах страны Сергей Василенко. Он работает водителем троллейбуса более 12 лет.
«Моя главная цель – попасть на Всероссийские соревнования, стремлюсь занять I место и стать лучшим водителем троллейбуса в России. В любом случае преданность профессии и любовь к технике никуда не денутся. Каждый троллейбус, словно живой человек, и к каждому нужен свой подход. Мне очень нравится работать на линии, особенно встречать рассветы с каждым новым рабочим днем», – отметил Сергей Василенко.
По результатам городского конкурса в Чебоксары на Всероссийский конкурс профмастерства будут делегированы 2 представителя из Самары – Сергей Василенко, заслуживший золотую медаль, и Александр Соловьев, которому вручена серебряная медаль. «Бронзу» завоевал Иван Тюлькин.
Помимо медалей, кубков, ценных призов от профсоюза и «путевок» на Всероссийский конкурс, еще один стимул участия в конкурсе – возможность повысить классность (без сдачи экзамена). Все 10 финалистов ее уже получили.