Увидеть картину носом. Аромадизайнер из Самары о живописи и ароматах

Марина Куцина / АиФ-Самара

В Самарском художественном музее открылся первый ольфакторный проект, созданный по инициативе и в союзе с «ЗИМ Галереей» и самарскими парфюмерами. Десять картин из коллекции музея, написанные художниками-авангардистами в начале прошлого века, теперь можно послушать в виде ароматной композиции.

   
   

Парфюмерия имеет много общего с изобразительным искусством и архитектурой. Наш корреспондент послушала ароматы, среди которых запах мчащегося по летнему городу трамвая и утренней свежести у воды, а также побеседовала с одной из создательниц ароматов, самарским аромадизайнером Анной Жевлаковой.

Пространство для открытий

Марина Куцина, «АиФ-Самара»:-Как появилась идея сделать ароматные портреты к картинам русских авангардистов? Что, на Ваш взгляд, было самым необычным и сложным в этом проекте?

- У нас в городе большая коллекция русского авангарда. Идея родилась в процессе изготовления подарков для резидентов жилого комплекса, но потом по инициативе бренда она выросла в большой ольфакторный проект и социальный проект. Ароматы в виде свечей и диффузоров задействованы в трёх благотворительных проектах - издание книги о художниках, для поддержки детей с инвалидностью и реставрации дома купца Кожевникова (Дома с часами).

Фото: АиФ-Самара/ Марина Куцина

Самое сложное было подобрать композицию ароматов для каждой из 10 картин. Мы совместно с моей коллегой Ариной Ангеловой разработали по пять ароматов для каждой картины, чтобы была возможность выбрать единственный совместно с другими создателями этого проекта. Таким образом, мы скомбинировали изначально 50 ароматов. Это был сложный и самый интересный этап. Собирали парфюмерную композицию, основываясь на визуальной составляющей картины и портретах художников, которые их нарисовали.

-Какой аромат понравился больше всего, и Вы считаете его своей удачей? Какая у него пирамида?

- Самый любимый - «Плоскостной этюд» Александра Веснина. На картине много интересных форм и цветов, которые, на первый взгляд, между собой не монтируются. Это и стало пространством для экспериментов. Мы взяли целую палитру ароматов, которые между собой не сочетаются по классическим канонам. Казалось, с таким составом сложно получить красивый тонкий сбалансированный аромат. Но результат нас поразил! Он оказался самым нежным и притягательным. Его пирамида включает фенхель, кардамон, имбирь, янтарь, клевер, лаванду, сандал, мускус, цитрус, бензоин, тёмный мускус и пудру.

   
   

- А самый спорный?

- «Фантазия» Георгия Якулова. Там мы попытались совместить три стихии - воду, землю и воздух. Из ярких компонентов - земля после дождя, озон, кувшинки, морские минералы и другие компоненты. Мне этот аромат не откликнулся, он, на мой взгляд, получился экспериментальный, под картину. Но зато на выставке именно об этом аромате было больше всего восторженных отзывов от посетителей. И это здорово!

Время смыслов

-У каждой эпохи свои традиции и классические композиции, по которым мы узнаем время. Например, моя бабушка пользовалась духами «Красная Москва», мама любит Climat, который был создан в 1967 году Жераром Гоупи. А сейчас есть ароматы, которые характеризуют наше время?

- Сегодня огромное разнообразие парфюмерии, каждый может найти то, что откликается именно ему. В настоящее время при выборе композиций человеку важен смысл и идея конкретного аромата. Например, считается, что пачули - это денежный аромат, лаванда умиротворяет и успокаивает. Многие на этом делают акцент при выборе парфюма. Людям важны смыслы. Я знаю российский бренд, который выпускает ароматы, привлекая к их созданию слепых людей.

- У всех очень разный порог восприимчивости к запахам - кто-то с трудом улавливает композиции, от которых у соседа уже, к примеру, кружится голова. Вы учитываете эти особенности, для того, чтобы найти баланс?

-Все очень индивидуально. Мы с коллегой по-разному воспринимаем интенсивность той или иной композиции. И это на самом деле здорово! Представляете, насколько разнообразен мир ароматов, благодаря индивидуальности обоняния каждого из нас.

- Тогда почему сейчас ароматы такие слишком яркие, удовые с  дымными древесно-кожаными акцентами, амбровые, в них много восточных мотивов? Вернутся ли парфюмеры к более тонким композициям?

- Это вопрос модных трендов. На самом деле существует много нишевых тонких композиций, например Juliette Has A Gun ( Ред.«Джульетта с пистолетом»). Там одна молекула, которая на всех раскрывается по- разному.

Но наше время хорошо тем, что можно иметь очень разнообразный парфюмерный гардероб. Я раньше долгое время пользовалась одним ароматом. Было принципиально найти тот самый, чтобы он ассоциировался со мной. Сегодня я каждый день разная и ароматы тоже. Зимой хочется более тёплые, сладкие, насыщенные ароматы, а летом более лёгкие композиции. Дома люблю нежную ваниль.

- Может ли парфюм изменить настроение?

- Конечно! Есть даже такое направление - ароматерапия. Цитрусовые, например, лимоны, повышают концентрацию внимания, мандарины - бодрят. Я перед сном всегда зажигаю ароматную свечу, чтобы расслабиться. Каждая композиция позволяет почувствовать себя разной.

Чем пахнет Самара?

- Какой аромат у нашего города? Если бы Вы создавали композиции для городов, то какой бы была пирамида запаха для Москвы, Питера?

- Мы с моей коллегой создаём как раз таки ароматы, посвящённые знаковым местам Самары, их атмосфере. Среди таких композиций ароматы Ботанический сад - самый популярный, свежий, летний, Заволга и вечерняя Ленинградка - самые первые ароматы из этой серии, Театр оперы и балета, Набережная, парк Гагарина, улица Куйбышева, Речной вокзал.

Вечерняя Ленинградская пахнет деревом и ликёром, это терпкий, пудровый аромат с нотами сладости амаретто и бобов тонка.

Я жила несколько лет в Питере, для меня этот город ассоциируется с воздухом, голубым цветом, прохладой, свежестью, Финским заливом, Невским проспектом. Он по-разному для всех раскрывается.

А Москва лично у меня ассоциируется с притягательным, богемным вечерним ароматом.