Успех случайным не бывает. Как построить карьеру - рассказывает профессионал

Добиться серьезных результатов в жизни позволяет сочетание нескольких важных факторов. В их числе - способности к выбранному делу, целеустремлённость, вера в себя и поставленную цель, качественное образование и другие аспекты. «Аргументы и Факты в Самаре» запускает новый проект «Точка отсчёта - Самара». В нем мы расскажем о людях, достигших больших карьерных высот, восхождение к которым начиналось на самарской земле.

   
   

Сегодня об истории профессионального успеха мы беседуем с генеральным директором авиакомпании Smartavia Сергеем Лазаревым.

«Профессия нашла меня»

- Сергей Александрович, у вас за плечами более чем 30-летний опыт работы в гражданской авиации. Как вы выбирали профессию? Почему выбрали именно эту сферу деятельности?

Сергей Лазарев: Мне кажется, профессия сама нашла меня. В детстве отец привил интерес к радиоэлектронике, в школе я увлекся занятиями в кружке авиамоделирования, это и стало причиной поступления в КуАИ (Куйбышевский авиационный институт; прим. Авт.) на специальность «Радиотехника». А после окончания института я вернулся в родной Оренбург и поступил на работу в авиакомпанию «Оренбургские авиалинии», где начал свой трудовой путь с должности инженера в лаборатории авиационного и радиоэлектронного оборудования. Это было максимально близко к моей специальности по диплому. Кстати, мне удалось за время учёбы, пройти три исторических этапа одного вуза в Самаре – поступал я в КуАИ, учился в САИ (Самарский авиационный институт), а диплом защищал уже в СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет).

Эксплуатация самолётов и разработка авионики - разные направления, но базовые знания, полученные в КуАИ, помогли очень быстро переквалифицироваться на обслуживание и эксплуатацию воздушных судов гражданской авиации. Правда, для этого понадобилось получить дополнительный пакет знаний в учебно-тренировочном отряде в Курумоче. Начинал работать на Ан-24 и Ту-134. Потом были еще 8 типов воздушных судов российского производства и три типа самолетов иностранного производства.

Знания - это уверенность

- Сейчас вы занимаете высокий пост в крупной компании. Какие основные ступени карьерного роста вы прошли? Какие из них были наиболее сложными, знаковыми?

- Карьерный рост во многом зависел от очередной ступеньки развития, как специалиста, так и от накопления новых профессиональных знаний. В авиакомпании «Оренбургские авиалинии» это был переход на эксплуатацию иностранных воздушных судов, рост самолетного парка, договорная работа по лизингу, приёмка самолётов. В авиакомпании «Эйр Бридж Карго» (входит в группу компаний «Волга-Днепр») – это было связано с большим заказом на новые грузовые самолёты Боинг-747-8, их приёмкой, особенностями грузовых перевозок, создании маршрутной сети по всему миру. Сейчас, в авиакомпании Smartavia - это создание и развитие уникального продукта для пассажиров, поддержание высокого уровня налёта, наконец, развитие концепции низкобюджетного (low cost) перевозчика. И на каждом из этих этапов, конечно, были свои сложности. Но всегда интересно браться за новое дело, за новое направление, особенно, если оно требует новых знаний.

   
   

- Профессиональный успех каждого человека во многом зависит от удачного старта, от знаний и навыков, полученных в вузе, от преподавателей и наставников. Какую роль в вашей карьере сыграл Самарский государственный аэрокосмический университет (сейчас – Самарский университет им. Королёва)? Насколько качество полученного образования помогало решать сложные производственные задачи на разных этапах становления вашей карьеры?

- Самарский государственный аэрокосмический университет, безусловно, дал мощную базу знаний, но самое главное - уверенность в том, что практически нет ничего, что не под силу освоить, чему научиться. Одно дело выучить лекции и отвечать преподавателю по конспекту в тетради, а другое - разобраться в сути применимости этих знаний в технике, экономике, других отраслях. Именно к этому нужно стремиться. И еще один важный момент: мое первое высшее образование помогло быстро освоить разные типы воздушных судов, а второе – высшее экономическое образование (второй красный диплом) – дало возможность решать на всех этапах карьеры самые трудные задачи, не боясь их сложности.

«Чем труднее, тем интереснее»

- Сегодняшние выпускники школ нередко стремятся поступить в столичные вузы, ссылаясь на их более высокий престиж. Однако в Самарской области немало университетов, имеющих высокие рейтинги как среди российских, так и среди зарубежных учебных заведений, несколько вузов имеют статус опорных. Может ли, на ваш взгляд, периферийный университет обеспечить достойное качество образования, подготовить молодого специалиста к построению успешного профессионального будущего? Чем в первую очередь стоит руководствоваться абитуриенту при выборе университета?

- Мне знакома эта история. Мой сын окончил МАИ (Московский авиационный институт), но такой выбор был сделан не из-за престижа этого вуза, а из-за моего переезда в Москву. При других условиях я бы рекомендовал ему поступать в Самару, в Самарский университет им. Королёва. На ваш вопрос отвечу просто – есть множество примеров, когда именно из региональных университетов вырастали лидеры отрасли и высококлассные руководители. Здесь фактор мотивации роста и желание двигаться вперед, не имея при этом финансовой поддержки родителей, является основополагающим.

- Что вы посоветуете будущим топ-менеджерам: какие личностные качества нужно развивать в себе, чтобы достичь серьезных профессиональных высот?

- Не бояться трудностей, руководствоваться правилом – «чем труднее, тем интереснее», думать о результате выполнения, а не о награде за полученный результат. Еще один важный момент - умение работать с персоналом, создать определенный настрой в коллективе, которым ты руководишь, начиная от языка общения, постановки задач до мотивации сотрудников. Это набор-минимум, который нужно развивать будущим топ-менеджерам со студенческой скамьи. И, конечно, с учётом IT-технологий, без которых стать высококлассным менеджером сейчас практически невозможно.